
Смотрит в глаза, но не слышит: как дети маскируют тугоухость лучше взрослых
Нарушения слуха у детей часто остаются незамеченными — не потому что их нет, а потому что ребёнок учится компенсировать их так, что окружающие долго не догадываются о проблеме. Он может казаться внимательным, просто потому что пристально смотрит в лицо и "читается" с губ. И только когда речь начинает запаздывать, родители начинают бить тревогу.
Но ждать нельзя. Чем раньше замечена тугоухость, тем больше шансов на полноценное развитие ребёнка.
Почему проблему не всегда видно сразу
По словам Марии Лалаянц, врача-сурдолога отделения оториноларингологии Российской детской клинической больницы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, дети с врождёнными нарушениями слуха часто приспосабливаются к окружающему миру:
"Дети с врожденным нарушением слуха со временем учатся понимать окружающих по бытовым жестам, мимике, губам. Поэтому нарушение может долго оставаться незаметным для окружающих, а родители чаще замечают проблему через задержку речевого развития", — объясняет специалист.
Такие дети не обязательно выглядят "больными" — они просто чуть дольше осваивают речь. А ведь причина может быть куда серьёзнее, чем застенчивость или "индивидуальные темпы развития".
Когда стоит насторожиться
Обратить внимание стоит, если ребёнок:
- не реагирует на голос, когда не видит говорящего;
- слишком внимательно следит за мимикой и губами;
- пугается резких звуков или, наоборот, их игнорирует.
Это — те звоночки, которые нельзя игнорировать. Ведь проблема может быть не в поведении, а в том, что малыш просто не слышит.
Звук — как воздух для развития речи
Чтобы слух формировался правильно, очень важно с первых дней жизни окружать ребёнка звуками: говорить с ним, включать музыку, петь, читать вслух.
Также важно пройти аудиологический скрининг — его делают в роддоме или в первые месяцы жизни в поликлинике. Это несложное обследование помогает на раннем этапе выявить тугоухость и вовремя начать лечение или коррекцию.
Слух — не то, с чем можно тянуть. Потому что речь формируется не по расписанию из учебника, а тогда, когда мозг слышит и учится обрабатывать звуки. И даже небольшая задержка может сказаться на всей дальнейшей жизни.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru