Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 94,3242
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 100,2787

Мистические тайны уральского поселка

Забавные ребусы-загадки хранит в себе история знаменитого уральского поселка Суксун. Это овеянное тайнами местечко, образно говоря, - «огонь, вода и медные колокола». Поселок является не только родиной первого железного парохода в России, но и медных колоколов. Он – вторая, после Тулы, родина самоваров.

Среди здешних поверий живет загадка, странным образом перекликающаяся с современностью. С тех пор, как продолжателями демидовского промысла в Суксуне стали пароходчики Каменские, визитной карточкой поселка стала их усадьба - уникальнейший памятник зодчества.

Господа Каменские, утверждает людская молва, были людьми неординарными и одаренными, оттого при строительстве усадьбы стремились выделиться, подчеркнуть «барскую» изюминку. Да и общались не с кем попало, а водили дружбу с известными художниками и писателями – Рерихами, Серовым и другими. С советских же времен великолепная многоэтажка, «гнездо» уральских меценатов, увенчанное витиеватым флюгером ручной ковки, стало официальным лицом суксунских буклетов. И, поверьте, недаром!

Богач Иван Григорьевич Каменский (1857-1919 г. г.) был уважаемым на Урале человеком. Горожане благоволили ему, ведь он был последними и не худшим хозяином местного медеплавильного завода, проявлял заботу и внимание к трудовому люду. К тому же , как член государственного Совета, общественный деятель, предприниматель и меценат, приложил немало усилий не только для развития поселка, но и всего Урала.

Летом 2001 года при проведении ремонтных работ (официальная версия) по досадному недоразумению от воспламененной искры историческая усадьба вспыхнула и сгорела так быстро, как не горит спичка! Причем, до основания. Горожане пребывали в шоке, ведь дом украшал самый центр поселка. Теперь дома не узнать: унылое пепелище летом густо зарастает бурьяном в человеческий рост.

Между тем, хотите верьте, хотите нет, пожару в Суксуне предшествовала череда странных событий: местные активисты - архитектор, художник, писатель и историки- к раеведы - выступили с геральдической инициативой , разработа в поселковый герб.

По традиции, каждая деталь геральдики – историческая веха. Сложив воедино историю и легенды, мирное и боевое, активист ы разработали симпатичный, хоть несколько «кучерявый» герб. На золотом поле - лазоревый щит, в центре - контур серебряной восьмилучевой звезды, пересеченный волнами. Верх украшала золотая самоварная конфорка – как башня с бойницами, по ее сторонам – кованые пики, а завершал буйство геральдической фантазии орнамент с красной Александровской лентой.

Надо сказать, суксунцам новшество пришлось по нраву: во-первых, герба у поселка никогда не было, во-вторых, золото – символ богатства, серебро – добро и независимость, красная лента – воинская храбрость и мужество, конфорка - родина самоваров. Казалось бы, соблюден полный исторический спектр.

Но не тут-то было! Проект не одобрил областной геральдист, а «красная» оппозиция из атеистов и вовсе назвала герб «религиозно-буржуазным». Основной гнев обрушился на восьмилучевую звезду (это – некая иконка, символ христианской веры) и две серебристые волны. Дескать, что это?

Геральдисты, отбиваясь от нападок, разъясняли их потаенный смысл. И через некоторое время герб земским собранием был утвержден, признан исторически обоснованным.

…Бытует в здешних местах поверье, связанное с таинственным появлением на берегах реки Сылвы иконы Божьей Матери - Неопалим ой Купины , которая и присутствовала на гербе. Это, пожалуй, самая таинственная легенда здешних мест.

Она гласит о том, что в конце 17 века татарин-рыбак Тохтарь Алабашев (впоследствии его именем назвали деревню Тохтарево) выловил в Сылве загадочную икону и передал православным. В память об этом на берегу вознеслась Богородицкая церковь, ныне старейший памятник деревянного зодчества, перевезенный в уральский архитектурно-этнографический заповедник «Хохловка». Сама икона осталась в суксунской Петро-Павловской церкви. С тех пор реликвию считают покровительницей и заступницей здешних православных, а ее название - «неопалимая» - говорит само за себя : она призвана оберегать от пожаров.

В 2001-м в Суксуне к власти пришли коммунисты, главой района стал Л еонид Вшивков, бывший главврач здешнего санатория. С его согласия «буржуазный» герб изменили: икону с герба убрали и заменили… самоваром. Все бы ничего (Суксун – вторая родина самоваров), но народ стал потешаться: с маленьким туловом (так у самоварщиков зовется «тело») и с неестественно большой струей народ обозвал самовар на гербе... писающим!

Вот что рассказывала мне краевед Наталья Токарева: «Кому помешал прежний герб – не ясно… При этом он уже был в ходу и красовался при въезде в поселок. Старожилы, глядя на новый герб, ворчат по-прежнему: «Будто икона мешала Суксуну!»), а глядя на новый, прибавляют: «У хорошего хозяина вода не утекает».

Но самое интересное – впереди. Казалось бы, сущая мелочь, православная иконка, маленький геральдический элемент, оказался столь прочно повязан с историей Суксуна, что после ее насильственного исчезновения он … словно взбунтовался! Сгорела не только «визитка» Суксуна - усадьба Каменских, но и другие исторические постройки...

Огонь коснулся дома Обыденновых, тех, что были из числа заводских служащих - топографов. Большинство из старинной династии Обыденновых эмигрировали в годы революции. Дом, о котором идет речь, тогда купили молодожены Александр и Мария. Документов на недвижимость молодые оформить не успели, а тут возьми да и нагрянь 1917 год. Усадьбу у «сатрапов» изъяли, сослали в Сибирь, где молодой Александр заболел и скончался. А жена, не вынеся лишений и горя, возвратилась с малолетними детьми на родину. И позже работала в своем, уже экспроприированном властью доме... в качестве уборщицы детсада. Наследники Обыденновых, говорят, по сей день проживают в Перми. И часто вспоминают, как драматично складывалась история их суксунских предков.

Упредим читателя: может сложиться впечатление, что до инцидента «с геральдикой» Суксун не горел. Горел и не раз! Краеведы подтвердят, что «красный петух» частенько выбирал знаковые, старинные постройки, ведь большинство строений – деревянные. По сей день.

В 60-х, например, горел дом кустаря-медника Сенатырева (это была уже чайная), в 1980-ых - дома двух священников, определенные властью под детсад и ясли. В конце 80-х пламя объяло самое красивое публичное здание - школу, которую строил для детей рабочих меценат Каменский.

Впрочем, е сть существенное «но». Его подтвердят местные пожарные. Если в начале 2000-х число пожарищ в поселке составляло 3-4 случая, то после исчезновения «противопожарного герба» статистика внезапно ухудшилась. Пожары возросли вдвое, а пиком воспламенений стали 2004 -2005 годы, к огда в Суксуне горело 18 жилых построек.

В довесок старожилы поведали еще одну тайну - о бывшей Вознесенской церкви. Теперь это - груда полуобрушившихся стен с крестообразным каркасом на крыше, которую местные с издевкой зовут «рейхстагом».

История с Вознесенкой - подтверждение того, что у памятника, как у человека - предначертанная судьба. Жизнь храма складывалась нелегко: Демидовы строили его почти 50 лет. К 1850 году храм был построен и освящен. Зато , каким он был: с тремя шикарными алтарями, дорогущими иконами и звонницей, отлитой на здешнем медеплавильном. Пение малиновых колоколов слыхали все деревни в округе - до 50 км.

До 30-х годов в церкви отслужило более 20 священников, хоронили которых на церковном подворье. Безбожные годы не обошли Вознесенку: ее закрыли и до самой перестройки тут был клуб. В 80-х его здание решили обновить, проект реконструкции заказали в Средней Азии, оттого здание грозилось стать похожим на мечеть со стеклянным куполом.

Суксунцы засомневались: оно нам надо? А тут рабочие, разрыв котлован, внезапно обнаружили останки церковников. Вот рассказ здешнего художника, очевидца: «Я был в мастерской, когда прибежали взбудораженные рабочие. Они разрыли могилу у левой стены храма. Я сам видел ее свод, останки костей и полуистлевшую ризу. Один рабочий прыгнул вниз, откопал уцелевшую кожаную обложку Евангелия и наперсный крест. Но реакции властей не последовало: все зарыли бульдозером, строительство продолжилось...»

На останки отреагировал лишь настоятель местной церкви, который потребовал у властей не возводить на костях «блудилища». Его никто не слушал: уж слишком большие деньги крутились вокруг стройки. Миллионы были зарыты в котлован. И впустую: стройку признали аварийной, да и параметры её уж не поддавались корректировке.

Сторожи Вознесенки как-то признались: неуютно им ночью! Будто мелькает кто-то неприкаянный, тени то появляются, то исчезают, камешки со стен беспричинно падают и рассыпаются. На местном диалекте это - «блазнило», мерещилось. «Привидения», - полушутил народ...

С тех пор поселковые разделились надвое: первые - за клуб, вторые - за церковь. Но старожилы-православные точно знают, что под развалинами «рейхстага» покоятся не только мощи здешнего священно-мученика Антония Попова, но и тех, кто в силу сложившихся обстоятельств по христианским (да и общечеловеческим) нормам обязан быть перезахороненным.

Иначе что нас отличает от мира животных?

Мемориал советским солдатам в центре Кишинева власти решили модернизировать

Мемориал советским солдатам в центре Кишинева власти решили модернизировать

Решение будет зависеть от депутатов столицы. Россияне, которые были в столице Молдавии, отметили плохое состояние объекта. Памятник зарос травой, там нет охраны и камер наблюдения, а также стендов с информацией.

Германия не ответила МИДу России о признании геноцидом преступления фашистов в СССР

Германия не ответила МИДу России о признании геноцидом преступления фашистов в СССР

МИД РФ: ФРГ не ответила на требование признать актом геноцида преступления нацистов в СССР

В РФ разработали аналитическую цифровую модель станов металлургических производств

В РФ разработали аналитическую цифровую модель станов металлургических производств

В рамках программы стратегического развития вузов "Приоритет 2030" нацпроекта "Наука и университеты" Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) создал аналитическую цифровую модель комплекса оборудования непрерывной прокатки стали.

Врачи обнаружили, что недостаток сна имеет равные алкоголизму последствия

Врачи обнаружили, что недостаток сна имеет равные алкоголизму последствия

Недостаток сна, распространенный среди взрослых людей, имеет серьезные последствия, аналогичные алкогольной зависимости, согласно исследованиям врачей.