
Нефть ушла под землю: что скрывает первый хаб на Таймыре
В России завершили строительство уникального объекта — первого в стране подземного нефтехранилища, расположенного на Таймыре. Но, в отличие от западной модели, использовать его будут не для создания стратегических резервов, а исключительно в технологических целях.
Об этом на конференции "Актуальные вопросы недропользования" сообщила начальник управления геологии нефти и газа Роснедр Нина Ерофеева.
"Никогда в Российской Федерации не было нефтехранилищ. Всегда нефть в трубу поставлялась. С учётом последних событий и отсутствия инфраструктуры в Арктической зоне в ряде регионов понадобилось создать нефтехранилище. Соответственно, нефть будет размещаться в этих нефтехранилищах, чтобы не сжигать её в период опытно-промышленных работ", — объяснила она.
Зачем нужны подземные хранилища
Проект начали обсуждать ещё в 2020 году, когда пандемия обрушила спрос и цены на нефть. Вернулись к идее после введения санкций в 2022 году. Тогда эксперты Российского газового общества оценили необходимый резерв в 10-20% от годовой добычи.
По словам генерального директора компании "Гэйнфул" Анастасии Буниной, использование истощённых месторождений как резервуаров экономит площадь и повышает безопасность. Кроме того, такие объекты технически проще реализовать в арктических условиях.
"Такие хабы не только экономят место на земле, но и перспективны с точки зрения безопасности. Кроме того, освободившиеся после выработки месторождения площади выгодны и с финансовой точки зрения", — отметила Бунина.
Как это работает
Главное назначение — избежать потерь нефти во время технических работ. В условиях отсутствия резервуаров её попросту сжигают, что наносит ущерб и экономике, и экологии.
"Дело в том, что нефтепровод всегда заполнен нефтью, и при проведении работ её необходимо куда-то девать. Просто вылить нельзя — приходится сжигать", — поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Теперь вместо этого нефть можно временно сливать в подземные буферные ёмкости, а после — возвращать в систему.
Не стратегический, а технологический
По словам Тамары Сафоновой, генерального директора агентства "НААНС-Медиа", в Арктике строить подземные резервуары дешевле и проще, чем наземные, особенно с учётом климата и логистических трудностей.
Однако, как подчёркивает Юшков, Россия не нуждается в стратегических запасах в том виде, как это реализовано в США или Южной Корее:
"Наша нефть хранится в месторождениях", — отмечает он.
Большие нефтехранилища нужны в первую очередь импортёрам, а Россия — экспортёр, и потому нуждается прежде всего в технологической инфраструктуре.
Тем не менее, если опыт с подземным хранилищем на Таймыре окажется успешным, его можно будет масштабировать — уже для формирования резервов.
"Если опыт в Красноярском крае окажется эффективным, его разумно применить и для стратегических запасов", — считает Бунина.
Но, как подчёркивает Сафонова, создание полноценных стратегических резервов потребует огромных вложений, и в условиях падения спроса логичнее консервировать низкодебитные скважины, чем строить новые ёмкости.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru