Автоавария
Автоавария
Алина Семёнова Опубликована сегодня в 9:04

ОСАГО становится жестче: законопроект лишит особых виновников ДТП защиты страховки

В ГД предложили обязать страховщиков взыскивать ущерб с виновников ДТП — Нилов

Рост цен на ремонт и споры о тарифах ОСАГО снова подвели депутатов к старой идее: заставить страховщиков активнее взыскивать деньги с виновников аварий, если ДТП произошло при отягчающих обстоятельствах. Об этом сообщает издание "Известия". Авторы инициативы считают, что сейчас недополученные суммы фактически распределяются по всем автовладельцам через тарифы, а новый механизм должен вернуть деньги в систему и сделать ее "справедливее".

Что именно хотят изменить в ОСАГО

Законопроект подготовлен к внесению в Госдуму главой комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым. Он предлагает превратить нынешнее право страховщиков на регресс в обязанность: компания сначала выплачивает компенсацию пострадавшему, а затем предъявляет виновнику регрессивное требование и взыскивает сумму обратно. Мера касается ситуаций, которые в материале названы "отягчающими": если водитель был пьян, управлял без прав, скрылся с места ДТП и в других подобных случаях.

Сейчас регресс по ОСАГО предусмотрен законом, но страховые компании, по оценке авторов инициативы, применяют его редко. В пояснительной записке заявляется, что за 2023-2024 годы страховщики не реализовали право регресса на 5,7 млрд рублей, что составляет более 98% от общей суммы таких требований — эти данные приводятся со ссылкой на Национальную страховую информационную систему. Депутаты называют ситуацию несправедливой и связывают ее с ростом социальной напряженности.

Зачем вводят упрощенное взыскание и на что рассчитывают авторы

Одна из причин пассивности страховщиков, как следует из текста, — издержки судопроизводства. В ряде случаев стоимость и длительность разбирательств оказываются сопоставимыми с суммой самого требования, поэтому компания предпочитает "не связываться". Чтобы убрать этот барьер, законопроект предлагает использовать упрощенное приказное производство по регрессным взысканиям.

В пояснительной записке также указывается, что снятие процедурных ограничений, по информации отдельных страховщиков, может сократить сроки взыскания до 40% и повысить коэффициент взыскания до 90%. Нилов в разговоре с "Известиями" увязывает инициативу с дискуссией о тарифах и лимитах: если действующие механизмы будут работать эффективнее, то, по его логике, "не надо ничего увеличивать" в части тарифов, а можно перераспределить деньги и обсуждать повышение выплат без давления на добросовестных водителей.

Почему эксперты спорят: выгода, тарифы и роль суда

В Российском союзе автостраховщиков признают, что регресс применяют не всегда: страховщик оценивает размер выплаты и перспективы спора, а при небольших суммах расходы на дело могут быть слишком высокими. Руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов считает, что законопроект "давно назрел", но сомневается, что он реально сдержит рост тарифов: по его словам, средняя стоимость ОСАГО снижается из года в год, а средний убыток может быть как около 100 тыс. рублей, так и 5-10 тыс., из-за чего судиться бывает просто невыгодно.

Есть и альтернативный взгляд на практическую реализацию: Шкуматов считает, что вместо обязанности судиться за небольшие суммы логичнее было бы обязать страховщиков передавать "долги" специализированным организациям по взысканию. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, напротив, отнесся к инициативе скептически: по его оценке, страховщики смогут получать деньги по регрессу и все равно лоббировать повышение тарифов, а судебная процедура важна, чтобы судьи детально разбирались в каждом инциденте. "Известия" также сообщают, что направили запросы в ЦБ и правительство, чтобы оценить перспективы поддержки законопроекта.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Цепи ГРМ теряют натяжение к 50–60 тысячам км — автомеханики вчера в 22:58
Раньше менял ремень ГРМ неправильно — теперь делаю так, и двигатель работает иначе

Разбираемся, как ременной и цепной приводы ГРМ ведут себя в реальной эксплуатации, почему их ресурс так отличается и какой вариант выбрать для конкретного двигателя.

Читать полностью »
Автомобили в России подорожают в 2026 году на уровне инфляции — аналитики вчера в 20:15
Автомобили растут в цене, как дрожжи: 2026 год станет проверкой на прочность

В 2026 году автомобили в России снова подорожают, но без резких скачков. Эксперты объяснили, кого коснется утилизационный сбор и какие модели поднимутся в цене.

Читать полностью »
Объезд ДТП по обочине может привести к штрафу — автоюристы вчера в 18:01
ГАИ хочет вас наказать за этот вынужденный манёвр: как объехать пробку из-за аварии и остаться с правами

Как объехать место ДТП и не получить штраф: ждать регулировки ГАИ, выбирать безопасный маршрут и фиксировать вынужденность на регистратор или телефон.

Читать полностью »
Хром стареет быстрее кузова и делает автомобиль визуально старше — автоспециалисты вчера в 16:53
Новый тренд 2025 в мире авто: почему всё больше водителей срочно избавляются от хрома

Современный дизайн избавляется от блестящих деталей, и всё больше владельцев выбирают антихром как способ обновить внешний вид автомобиля и подчеркнуть его характер.

Читать полностью »
Цены на автомобили продолжат расти — автоэксперт Попов вчера в 14:29
Автомобили дорожают как золото: утильсбор запускает цепную реакцию на рынке

Автоэксперт Дмитрий Попов рассказал NewsInfo, стоит ли сейчас покупать автомобиль среднего сегмента.

Читать полностью »
Цены на автомобили в России выросли после повышения утильсбора — Autonews вчера в 14:23
Колёса крутятся, цены растут: автопром снова включил турборежим подорожания — Autonews

В декабре 2025 года автопроизводители в России массово подняли цены на свои модели — кто и насколько изменил прайс-листы, разбирается Autonews.

Читать полностью »
Введение штрафа за ДТП без ОСАГО создаст риски для водителей — автоюрист Славнов вчера в 12:50
Штраф вместо защиты: как желание навести порядок создаёт хаос на дорогах

Новый штраф за участие в ДТП без ОСАГО может обернуться ловушкой для водителей и стимулом для мошенников, предупреждает эксперт.

Читать полностью »
Зимние реагенты с песком ускоряют старение кузова авто — автоэксперт вчера в 12:47
Зимой машину съедает не коррозия, а вот эта невидимая смесь на порогах

Какие загрязнения быстрее всего портят ЛКП: птичий помёт, смола, битум, капли топлива и зимние реагенты. Что убирать сразу и как защитить кузов.

Читать полностью »