
Опасность на рельсах: как износостойкость тормозов влияет на безопасность пассажиров
Задумывались ли вы, как можно улучшить тормозные колодки для высокоскоростных поездов? Группа молодых ученых из Института физики прочности и материаловедения СО РАН разработала революционный композиционный материал, который способен в семь раз повысить стойкость к износу по сравнению с существующими мировыми аналогами. Об этом сообщил руководитель проекта, кандидат физико-математических наук Алесь Буяков.
Новый подход к созданию материалов
Сотрудники института создали металлокерамический композиционный материал с уникальными характеристиками. Основная особенность разработки заключается в использовании инновационных методов управления структурой и свойствами композитов на различных уровнях иерархии. Это позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики материала.
Традиционно, исследователи в области материалов для тормозных колодок сосредотачивались на добавлении дисперсных керамических частиц, однако прочность связи между керамикой и металлом зачастую оставляет желать лучшего. Это приводит к быстрому изнашиванию и нестабильности характеристик. Томские ученые предложили новый подход.
Решение проблемы износа
В своей работе ученые применили концепцию "композит в композите", которая уже зарекомендовала себя в области теплозащитных материалов. Они внедрили металлокерамические композиционные включения в металлическую матрицу, что позволило достичь высокой прочности изделия. Керамические армирующие элементы значительно снизили негативные последствия трения, что в свою очередь повысило стабильность характеристик и надежность эксплуатации.
В результате нового подхода прочность при сдвиге возросла на 30% по сравнению с мировыми стандартами, а стойкость к износу увеличилась в семь раз. Это открывает новые горизонты для использования высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru