
Цена неба растёт: как международные правила могут переломить авиарынок
С 2027 года международная авиация столкнётся с новыми правилами игры: система CORSIA перестанет быть добровольной. Каждая тонна выбросов углекислого газа свыше 85% от уровня 2019 года будет стоить авиакомпаниям дополнительных расходов. Эти нововведения Международной организации гражданской авиации (ICAO) тревожат не только перевозчиков, но и политиков. Один из них — заместитель председателя думского Комитета по энергетике Юрий Станкевич.
"Цены могут улететь вверх”
Станкевич обратился к ключевым министерствам — энергетики, транспорта, промышленности и экономического развития — с письмами, в которых предложил обсудить последствия внедрения CORSIA.
"Дополнительные затраты авиакомпаний могут быть переложены на пассажиров в виде повышения цен на билеты”, — подчеркнул депутат.
Выглядит вполне логично: чем выше издержки — тем выше стоимость перелётов. Но этим проблемы не заканчиваются.
"На международном уровне нас просто не признают”
В числе возможных решений — развитие производства низкоуглеродного авиатоплива (LCAF или SAF) на территории России. Однако тут возникает другая трудность: международную верификацию такого топлива сегодня проводят лишь несколько стран — Швейцария, Германия и Япония. Россия в этот процесс пока не встроена.
Станкевич настаивает: необходимо добиться признания российского топлива как способного снижать углеродный след на международной арене. Без этого любые усилия по разработке отечественного SAF могут оказаться бессмысленными в глобальной системе расчётов.
"А считать мы пока не умеем”
К словам депутата добавился и заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Он отметил, что в России пока нет унифицированной методики расчёта выбросов и нормативов для парниковых газов при производстве низкоуглеродного топлива.
"Это затрудняет точную оценку возможностей производства”, — заявил Сорокин.
Иными словами, даже если мы готовы производить LCAF, мы пока не можем чётко доказать, что оно действительно эффективно сокращает выбросы.
Что такое CORSIA и почему она важна
Сама система CORSIA была запущена ICAO в 2016 году как инструмент для стабилизации выбросов в авиации. До 2021 года участие в ней было исключительно добровольным. С 2027 года авиаперевозчики, чьи выбросы окажутся выше 85% от уровня 2019 года, будут обязаны оплачивать разницу.
Цель — стимулировать повышение топливной эффективности и переход на экологичные альтернативы. Но для стран, которые пока не успели встроиться в международную инфраструктуру верификации, это может обернуться потерей конкурентных преимуществ.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru