Судно плывет по реке
Судно плывет по реке
Алексей Кузнецов Опубликована сегодня в 15:01

Морские маршруты изменились — облака ответили: в небе Атлантики сломался привычный баланс

Более чистое судовое топливо сократило облачные капли на 67% — ACP

Вынужденные изменения мировых морских маршрутов неожиданно дали учёным редкую возможность заглянуть в один из самых сложных климатических процессов. Переход судоходства на более чистое топливо оказался связан не только с качеством воздуха, но и с тем, как формируются облака над океанами. Наблюдения над Атлантикой показали, что даже незаметные на первый взгляд технические решения могут менять энергетический баланс планеты. Об этом сообщает журнал Atmospheric Chemistry and Physics (ACP).

Судоходные маршруты как естественная лаборатория

Осенью 2023 года глобальная логистика столкнулась с серьёзными перебоями. Из-за атак в районе Баб-эль-Мандебского пролива многие судоходные компании отказались от маршрута через Красное море и Суэцкий канал, перенаправив суда вокруг Африки. Это привело к резкому росту трафика в Южной Атлантике — регионе, который давно привлекает внимание климатологов из-за устойчивых низких морских облаков.

Для атмосферных учёных такая ситуация стала редким примером "чистого" эксперимента. Изменения в интенсивности судоходства произошли не из-за сезонных колебаний погоды и не в результате новых экологических правил, а по внешним, конфликтным причинам. Это позволило напрямую проследить, как выбросы с судов отражаются на поведении облаков и общем климатическом фоне, который всё чаще связывают с процессами, из-за которых Земля отражает меньше солнечного света.

Почему топливо имеет значение для облаков

Работа судовых двигателей сопровождается выбросом аэрозолей — микроскопических частиц, среди которых особую роль играют сульфаты. Именно они становятся центрами конденсации, вокруг которых формируются капли воды в облаках. Чем больше таких частиц, тем больше мелких капель образуется, тем ярче облако и тем больше солнечного света оно отражает обратно в космос.

Исторически этот эффект частично компенсировал глобальное потепление. По оценкам климатологов, аэрозоли от судоходства и других источников "маскировали" до трети потепления, вызванного парниковыми газами. Однако за этот временный охлаждающий эффект приходилось платить ухудшением качества воздуха и ростом заболеваний.

IMO 2020 и переход на более чистое топливо

В январе 2020 года Международная морская организация ввела жёсткие требования к содержанию серы в судовом топливе. Новые нормы сократили её долю примерно на 80 %, что стало важным шагом в борьбе с загрязнением воздуха над морями и прибрежными районами. Но одновременно это означало резкое сокращение выбросов сульфатных аэрозолей, напрямую влияющих на облака.

Исследование Майкла Даймонда из Университета штата Флорида и аспирантки Лилли Босс показало, что после введения этих правил количество капель в облаках уменьшилось примерно на 67 % по сравнению с периодом до 2020 года. Облака стали состоять из меньшего числа, но более крупных капель, отражая меньше солнечной энергии.

"Неожиданное изменение маршрутов морских перевозок дало нам уникальную возможность количественно оценить взаимодействие аэрозолей и облаков, сократив тем самым самый большой источник неопределённости в прогнозах глобального климата", — сказал учёный-атмосферник Университета штата Флорида Майкл Даймонд.

Зачем исследователи анализировали диоксид азота

Чтобы отделить влияние чистоты топлива от простого увеличения числа судов, учёные обратились к спутниковым данным по диоксиду азота (NO₂). Этот газ активно выделяется при сгорании топлива, но не подпадает под ограничения IMO 2020, поэтому его концентрация хорошо отражает интенсивность судоходства.

Спутники зафиксировали заметный рост NO₂ над юго-восточной Атлантикой, подтвердив резкое увеличение трафика. Сопоставив эти данные с характеристиками облаков, исследователи смогли показать, что даже при почти двукратном росте числа судов их способность влиять на облачность осталась значительно ниже, чем в "досерный" период. Это стало убедительным доказательством того, что именно переход на низкосернистое топливо изменил свойства облаков.

Связь с морскими тепловыми волнами

Результаты исследования вписываются в более широкий научный спор о причинах аномального потепления океана. После введения IMO 2020 учёные начали обсуждать, могло ли ослабление "осветляющего" эффекта облаков привести к большему поглощению солнечной энергии океаном. В Атлантике в 2023 и 2024 годах наблюдались мощные волны морской жары, что перекликается с другими работами о том, как меняется климатическая система и усиливаются риски, включая глобальное усиление засух.

Оценки масштабов изменений облачного покрова разнятся: разные исследования называют цифры от 10 до 80 %. Новый анализ, основанный на естественном эксперименте с изменением маршрутов, помогает сузить этот диапазон и лучше понять реальные механизмы.

Почему эти данные важны для климатической политики

Взаимодействие аэрозолей и облаков считается самым неопределённым элементом климатических моделей. Парниковые газы, такие как CO₂, накапливаются в атмосфере столетиями, тогда как аэрозоли исчезают за считанные дни или недели. Эта разница во времени жизни делает их влияние трудным для расчётов.

Новые наблюдения позволяют точнее оценивать энергетический баланс Земли и дают политикам более надёжную основу для решений. Они также подчёркивают сложность экологических компромиссов: меры по защите здоровья населения могут менять климатические процессы, пусть и косвенно.

Сравнение высокосернистого и низкосернистого судового топлива

Топливо с высоким содержанием серы активно способствует образованию аэрозолей. Это усиливает отражение солнечного света облаками и создаёт кратковременный охлаждающий эффект. Однако такой подход связан с высоким уровнем загрязнения воздуха и серьёзными рисками для здоровья.

Низкосернистое топливо, напротив, значительно снижает выбросы вредных частиц. Облака становятся менее яркими, океан поглощает больше тепла, но при этом уменьшается число респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с загрязнением воздуха.

Плюсы и минусы экологичных топливных стандартов

Переход на чистое топливо улучшает качество воздуха, снижает смертность и повышает экологическую устойчивость морских перевозок. Эти преимущества особенно важны для портовых городов и густонаселённых прибрежных зон.

С другой стороны, уменьшение аэрозольного охлаждения может временно усилить региональное потепление океанов. Учёным ещё предстоит точно оценить масштаб этого эффекта и его долгосрочные последствия.

Популярные вопросы о влиянии судового топлива на климат

Сколько стоит переход на чистое топливо? Он требует дополнительных затрат, но снижает риски штрафов и экологических последствий.
Что важнее для климата: охлаждение от аэрозолей или чистый воздух? В долгосрочной перспективе приоритет остаётся за здоровьем людей и устойчивым снижением загрязнения.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Внезапное потепление в стратосфере зафиксировали над Арктикой — метеорологи сегодня в 11:21
Арктика задышала жаром: зима рушится на глазах, и это только начало

На высоте десятков километров над Арктикой формируется редкое явление, которое способно изменить всю зиму в Европе и Северной Америке.

Читать полностью »
Подвижная щель гасит интерференцию фотонов — SCMP сегодня в 9:20
Квантовая механика снова победила: ключевой принцип доказан с помощью атома-невидимки

В Китае воспроизвели идею Эйнштейна о "подвижной щели": одиночный атом показал, что при знании пути фотона интерференция исчезает.

Читать полностью »
Вращение Земли замедляется из-за гравитации Луны — Пупков сегодня в 9:11
Тик-так тише: наша планета постепенно останавливается, и виновата в этом её спутница

Ученые описали сценарий, при котором земные сутки растянутся до 1000 часов. Какие расчеты приводят и почему это связано с Луной?

Читать полностью »
Разработан спектрометр для ранней диагностики рака — ИФМ РАН сегодня в 8:51
Добро или зло: российская разработка с ювелирной точностью отличает типы опухолей

В России разработали спектрометр, который "видит" микродозы метаболитов при нагревании тканей. Как метод помогает отличать опухоли и контролировать лечение?

Читать полностью »
Самки пауков-короедов произвели более прочный шёлк в эксперименте — Integrative Zoology сегодня в 5:25
Сеть, которая пружинит, как будто живая: почему самки короедов получили способность ткать материал другого уровня

Новое исследование показало: самый прочный шёлк у пауков-короедов производят самки, и его прочность может быть в разы выше, что открывает путь к новым материалам и биомедицинским разработкам.

Читать полностью »
В некрополе Хисардере обнаружили фреску Доброго Пастыря III века — Турпром сегодня в 4:35
Подземелье, где христианство делало первые шаги: в Турции обнаружили уникальный погребальный комплекс

Древняя фреска Доброго Пастыря, найденная в гробнице в Турции, раскрывает детали раннехристианских традиций и подтверждает значение Изника как религиозного центра.

Читать полностью »
Китайские учёные создали гриб, заменяющий мясо — The Independent сегодня в 3:25
Гриб, который ест сахар и растит мясо быстрее курицы: как это стало возможным

Китайские исследователи создали генетически модифицированный гриб, который производит белок почти вдвое быстрее мяса и может изменить будущее питания.

Читать полностью »
В Швейцарии нашли курган железного века — Рlanet today сегодня в 1:08
Вода точит камень, а ручей — историю: археологи спасают от эрозии курган с захоронением вождя

Во Фрибурге вскрывают редкий курган железного века: могила около 600 г. до н. э. отлично сохранилась, но её размывает горный ручей.

Читать полностью »