
Как Узбекистан становится глобальным культурным направлением
Проезжая по Ташкенту, столице Узбекистана, невозможно не заметить разнообразие архитектурных стилей, которые здесь сосуществуют: советский брутализм, ориентализм, модернизм, футуризм и неоклассицизм. Эти здания демонстрируют многогранность городской застройки.
После землетрясения 1966 года, разрушившего большую часть инфраструктуры Ташкента, город стал площадкой для экспериментов в урбанизме. Архитекторы со всего Советского Союза приехжали, чтобы восстановить жилые дома, дороги, театры и множество общественных зданий, которые отражали прогрессивную социалистическую жизнь.
Сегодня в Ташкенте появляются новые знаковые сооружения. Среди них проекты знаменитых архитекторов, таких как Заха Хадид и Тадао Андо. В преддверии Азиатских юношеских олимпийских игр 2025 года строится "Олимпийский город" с современными спортивными объектами. За пределами столицы в городах Бухара, Самарканд и Хива можно найти древние рынки, медресе и караван-сараи, построенные для путешественников на Шелковом пути.
Президент Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание продвижению архитектурного наследия Узбекистана. "Сохраняя и реставрируя эти уникальные архитектурные сокровища, мы позиционируем Узбекистан как глобальное культурное направление", — заявила Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана. Инвестиции, по её словам, будут способствовать росту туризма, созданию рабочих мест и укреплению культурного бренда страны.
Однако переосмысление советского наследия вызывает неоднозначные чувства у молодого поколения. Многие предпочитают современные квартиры и видят в блестящих небоскрёбах, таких как Tashkent City Mall, символы прогресса. Снос культового кинотеатра "Дом кино" в 2017 году вызвал протесты защитников наследия.
Фонд ACDF активно продвигает узбекскую архитектуру за рубежом, организуя выставки и конференции с участием ведущих мировых экспертов. Это помогает привлечь внимание к историческим зданиям и сохранить их для будущих поколений.
Узбекистан снова становится магнитом для инновационных архитектурных идей. Ливанский архитектор Ваэль Аль Авар подчёркивает, что древние здания страны изобилуют зелёными решениями и служат примером устойчивого дизайна. "В Узбекистане, напротив, строения основаны на контексте. Они создаются местными сообществами, которые знают погоду и климат и реагируют на это при строительстве. Это то, что мы потеряли", — добавляет он.
Тахмина Турдиалиева, соучредитель ташкентского коллектива "Таталаб", утверждает, что современные здания в Узбекистане должны основываться на традиционных материалах, таких как кирпич и глина. Это поможет сохранить архитектурное наследие и создать уникальный современный стиль.
Новое видение воплощается в проекте Нового Ташкент-Сити, где устойчивый дизайн становится приоритетом. Проект Zaha Hadid Architects для Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои использует местные материалы для создания авангардных конструкций.
Турдиалиева верит, что мировой интерес к узбекскому дизайну поможет молодым архитекторам развить свой потенциал и внести значительный вклад в глобальную архитектурную сцену.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru