Автомобиль Hyundai Palisade
Автомобиль Hyundai Palisade
Евгений Акопян Опубликована 30.05.2025 в 2:13

Автомобилисты в панике: как не попасть на доплаты после покупки "серой" машины

Покупка автомобиля — радостное событие, но для многих россиян эта радость омрачается неожиданными проблемами. Особенно часто с неприятностями сталкиваются владельцы "серых" иномарок, которые были ввезены в страну по обходным схемам. После покупки таких машин появляются требования доплатить утилизационный сбор и таможенные платежи, а иногда — вовсе невозможно полноценно пользоваться транспортным средством.

Что такое утилизационный сбор и кто его платит?

Утилизационный сбор — это обязательный платеж, направленный на покрытие затрат по переработке автомобиля в будущем, когда он выйдет из эксплуатации. Его обязаны платить импортеры, производители или конечные покупатели — в зависимости от ситуации.

Законодательство, в частности статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, регламентирует порядок уплаты этого сбора. Он взимается с самых разных транспортных средств — от легковых авто до спецтехники и прицепов. Для расчёта используется регулярно обновляемая таблица средней стоимости машин, последний раз обновлённая 22 мая 2025 года.

Обязанность по уплате утилизационного сбора лежит:

  • на производителе, если авто сделано в России;
  • на импортере, если автомобиль ввозится из-за границы;
  • на покупателе, если по машине ранее сбор не был уплачен.

Важно понимать, что при нормальной уплате "утиль" вносится единожды, и больше к автомобилю никаких дополнительных сборов не применяют. Однако именно здесь у многих владельцев "серых" автомобилей начинаются проблемы.

Почему таможня требует доплаты?

Федеральная таможенная служба (ФТС) поясняет, что пересчёт утилизационного сбора возможен на основании постановления Правительства № 1291 от 2013 года.

"Правила предусматривают разные коэффициенты для физлиц в зависимости от цели использования автомобиля — личное пользование или иное. Авто, ввезённое для личных нужд, должно соответствовать документально подтверждённым критериям", — объяснили в ФТС.

Если таможня выявляет, что автомобиль не соответствует критериям личного использования (например, не был зарегистрирован на имя ввезшего или был продан до истечения года с момента ввоза), то возникает необходимость доплатить разницу в утилизационном сборе.

К сожалению, некоторые импортеры специально занижают таможенные платежи и утилизационный сбор, используя подложные документы или неверное декларирование. Из-за этого сейчас растут претензии от таможни к тем, кто платил по старым льготным ставкам до августа 2023 года.

Что говорит суд и эксперты?

Верховный суд в 2019 году подчеркнул: "Систематическая продажа товаров, ввезённых для личного пользования, может служить основанием для отказа от льгот по таможенным платежам" (п. 38 постановления № 49 от 26 ноября 2019 года).

"Таможня указывает на неправомерное применение льгот, поскольку под видом личного ввоза завозились машины для перепродажи. Это вопрос доказательств. Что сейчас активизировались претензии — очевидно, государству нужны деньги", - заявил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

В свою очередь, автомобильный эксперт и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов заявил, что если человек платит пошлину в €5 вместо €30, это уже преступление и недополучение значительных сумм государством. Он добавил, что таможня вправе требовать доплаты, потому что люди сознательно пытаются снизить свои расходы, играя с законом и совестью.

Кто рискует столкнуться с проблемами?

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, выделяет основную зону риска: машины, ввезённые по "серой" схеме из стран Таможенного союза (Казахстан, Киргизия, Армения) до 1 августа 2023 года.

Раньше существовали лазейки, позволяющие занижать стоимость автомобилей при растаможке. Например, в Киргизии растаможка делалась как процент от стоимости машины, которая часто специально занижалась.

Теперь списать "утиль" возможно только при наличии таможенного оформления (ТПО) в России или если автомобиль входит в специальный список Минпромторга. В противном случае к утилизационному сбору добавляется дополнительная сумма.

Минпромторг и борьба с занижением стоимости

Минпромторг ведёт специальный список из 6893 моделей, который служит ориентиром для таможни. Он обновляется каждые три месяца и помогает выявлять попытки импортёров занизить стоимость авто из Евразийского экономического союза.

С апреля прошлого года правила ужесточились: все недополученные сборы и налоги включаются в состав утилизационного сбора, и это касается как физических, так и юридических лиц.

Итоги

Покупка автомобиля, особенно "серого" ввоза, сегодня — это не только радость, но и риск столкнуться с финансовыми сюрпризами. Отправляясь на сделку, важно понимать, что государство внимательно следит за уплатой утилизационного сбора и таможенных платежей, а попытки снизить эти расходы могут обернуться серьезными доплатами.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »
Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »
РСА: за девять месяцев 2025 года 72% полисов ОСАГО оформили онлайн сегодня в 1:15
Цифровой прорыв на дорогах: бумажное ОСАГО стремительно уходит в прошлое

Россияне всё чаще выбирают е-ОСАГО вместо бумажных полисов. Мы выяснили, в каких регионах онлайн-страхование стало нормой и почему этот формат вытесняет классический.

Читать полностью »