Автомобиль Hyundai Palisade
Автомобиль Hyundai Palisade
Евгений Акопян Опубликована 30.05.2025 в 2:13

Автомобилисты в панике: как не попасть на доплаты после покупки "серой" машины

Покупка автомобиля — радостное событие, но для многих россиян эта радость омрачается неожиданными проблемами. Особенно часто с неприятностями сталкиваются владельцы "серых" иномарок, которые были ввезены в страну по обходным схемам. После покупки таких машин появляются требования доплатить утилизационный сбор и таможенные платежи, а иногда — вовсе невозможно полноценно пользоваться транспортным средством.

Что такое утилизационный сбор и кто его платит?

Утилизационный сбор — это обязательный платеж, направленный на покрытие затрат по переработке автомобиля в будущем, когда он выйдет из эксплуатации. Его обязаны платить импортеры, производители или конечные покупатели — в зависимости от ситуации.

Законодательство, в частности статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, регламентирует порядок уплаты этого сбора. Он взимается с самых разных транспортных средств — от легковых авто до спецтехники и прицепов. Для расчёта используется регулярно обновляемая таблица средней стоимости машин, последний раз обновлённая 22 мая 2025 года.

Обязанность по уплате утилизационного сбора лежит:

  • на производителе, если авто сделано в России;
  • на импортере, если автомобиль ввозится из-за границы;
  • на покупателе, если по машине ранее сбор не был уплачен.

Важно понимать, что при нормальной уплате "утиль" вносится единожды, и больше к автомобилю никаких дополнительных сборов не применяют. Однако именно здесь у многих владельцев "серых" автомобилей начинаются проблемы.

Почему таможня требует доплаты?

Федеральная таможенная служба (ФТС) поясняет, что пересчёт утилизационного сбора возможен на основании постановления Правительства № 1291 от 2013 года.

"Правила предусматривают разные коэффициенты для физлиц в зависимости от цели использования автомобиля — личное пользование или иное. Авто, ввезённое для личных нужд, должно соответствовать документально подтверждённым критериям", — объяснили в ФТС.

Если таможня выявляет, что автомобиль не соответствует критериям личного использования (например, не был зарегистрирован на имя ввезшего или был продан до истечения года с момента ввоза), то возникает необходимость доплатить разницу в утилизационном сборе.

К сожалению, некоторые импортеры специально занижают таможенные платежи и утилизационный сбор, используя подложные документы или неверное декларирование. Из-за этого сейчас растут претензии от таможни к тем, кто платил по старым льготным ставкам до августа 2023 года.

Что говорит суд и эксперты?

Верховный суд в 2019 году подчеркнул: "Систематическая продажа товаров, ввезённых для личного пользования, может служить основанием для отказа от льгот по таможенным платежам" (п. 38 постановления № 49 от 26 ноября 2019 года).

"Таможня указывает на неправомерное применение льгот, поскольку под видом личного ввоза завозились машины для перепродажи. Это вопрос доказательств. Что сейчас активизировались претензии — очевидно, государству нужны деньги", - заявил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

В свою очередь, автомобильный эксперт и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов заявил, что если человек платит пошлину в €5 вместо €30, это уже преступление и недополучение значительных сумм государством. Он добавил, что таможня вправе требовать доплаты, потому что люди сознательно пытаются снизить свои расходы, играя с законом и совестью.

Кто рискует столкнуться с проблемами?

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, выделяет основную зону риска: машины, ввезённые по "серой" схеме из стран Таможенного союза (Казахстан, Киргизия, Армения) до 1 августа 2023 года.

Раньше существовали лазейки, позволяющие занижать стоимость автомобилей при растаможке. Например, в Киргизии растаможка делалась как процент от стоимости машины, которая часто специально занижалась.

Теперь списать "утиль" возможно только при наличии таможенного оформления (ТПО) в России или если автомобиль входит в специальный список Минпромторга. В противном случае к утилизационному сбору добавляется дополнительная сумма.

Минпромторг и борьба с занижением стоимости

Минпромторг ведёт специальный список из 6893 моделей, который служит ориентиром для таможни. Он обновляется каждые три месяца и помогает выявлять попытки импортёров занизить стоимость авто из Евразийского экономического союза.

С апреля прошлого года правила ужесточились: все недополученные сборы и налоги включаются в состав утилизационного сбора, и это касается как физических, так и юридических лиц.

Итоги

Покупка автомобиля, особенно "серого" ввоза, сегодня — это не только радость, но и риск столкнуться с финансовыми сюрпризами. Отправляясь на сделку, важно понимать, что государство внимательно следит за уплатой утилизационного сбора и таможенных платежей, а попытки снизить эти расходы могут обернуться серьезными доплатами.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В тонущей машине важно не сломать ручку двери — автоэксперт Субботин сегодня в 17:11
Авто идет ко дну молча и быстро: алгоритм спасения, который должен знать каждый водитель

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал NewsInfo, как выбраться из тонущего автомобиля.

Читать полностью »
В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »