Автомобиль Hyundai Palisade
Автомобиль Hyundai Palisade
Евгений Акопян Опубликована 30.05.2025 в 2:13

Автомобилисты в панике: как не попасть на доплаты после покупки "серой" машины

Покупка автомобиля — радостное событие, но для многих россиян эта радость омрачается неожиданными проблемами. Особенно часто с неприятностями сталкиваются владельцы "серых" иномарок, которые были ввезены в страну по обходным схемам. После покупки таких машин появляются требования доплатить утилизационный сбор и таможенные платежи, а иногда — вовсе невозможно полноценно пользоваться транспортным средством.

Что такое утилизационный сбор и кто его платит?

Утилизационный сбор — это обязательный платеж, направленный на покрытие затрат по переработке автомобиля в будущем, когда он выйдет из эксплуатации. Его обязаны платить импортеры, производители или конечные покупатели — в зависимости от ситуации.

Законодательство, в частности статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, регламентирует порядок уплаты этого сбора. Он взимается с самых разных транспортных средств — от легковых авто до спецтехники и прицепов. Для расчёта используется регулярно обновляемая таблица средней стоимости машин, последний раз обновлённая 22 мая 2025 года.

Обязанность по уплате утилизационного сбора лежит:

  • на производителе, если авто сделано в России;
  • на импортере, если автомобиль ввозится из-за границы;
  • на покупателе, если по машине ранее сбор не был уплачен.

Важно понимать, что при нормальной уплате "утиль" вносится единожды, и больше к автомобилю никаких дополнительных сборов не применяют. Однако именно здесь у многих владельцев "серых" автомобилей начинаются проблемы.

Почему таможня требует доплаты?

Федеральная таможенная служба (ФТС) поясняет, что пересчёт утилизационного сбора возможен на основании постановления Правительства № 1291 от 2013 года.

"Правила предусматривают разные коэффициенты для физлиц в зависимости от цели использования автомобиля — личное пользование или иное. Авто, ввезённое для личных нужд, должно соответствовать документально подтверждённым критериям", — объяснили в ФТС.

Если таможня выявляет, что автомобиль не соответствует критериям личного использования (например, не был зарегистрирован на имя ввезшего или был продан до истечения года с момента ввоза), то возникает необходимость доплатить разницу в утилизационном сборе.

К сожалению, некоторые импортеры специально занижают таможенные платежи и утилизационный сбор, используя подложные документы или неверное декларирование. Из-за этого сейчас растут претензии от таможни к тем, кто платил по старым льготным ставкам до августа 2023 года.

Что говорит суд и эксперты?

Верховный суд в 2019 году подчеркнул: "Систематическая продажа товаров, ввезённых для личного пользования, может служить основанием для отказа от льгот по таможенным платежам" (п. 38 постановления № 49 от 26 ноября 2019 года).

"Таможня указывает на неправомерное применение льгот, поскольку под видом личного ввоза завозились машины для перепродажи. Это вопрос доказательств. Что сейчас активизировались претензии — очевидно, государству нужны деньги", - заявил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

В свою очередь, автомобильный эксперт и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов заявил, что если человек платит пошлину в €5 вместо €30, это уже преступление и недополучение значительных сумм государством. Он добавил, что таможня вправе требовать доплаты, потому что люди сознательно пытаются снизить свои расходы, играя с законом и совестью.

Кто рискует столкнуться с проблемами?

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, выделяет основную зону риска: машины, ввезённые по "серой" схеме из стран Таможенного союза (Казахстан, Киргизия, Армения) до 1 августа 2023 года.

Раньше существовали лазейки, позволяющие занижать стоимость автомобилей при растаможке. Например, в Киргизии растаможка делалась как процент от стоимости машины, которая часто специально занижалась.

Теперь списать "утиль" возможно только при наличии таможенного оформления (ТПО) в России или если автомобиль входит в специальный список Минпромторга. В противном случае к утилизационному сбору добавляется дополнительная сумма.

Минпромторг и борьба с занижением стоимости

Минпромторг ведёт специальный список из 6893 моделей, который служит ориентиром для таможни. Он обновляется каждые три месяца и помогает выявлять попытки импортёров занизить стоимость авто из Евразийского экономического союза.

С апреля прошлого года правила ужесточились: все недополученные сборы и налоги включаются в состав утилизационного сбора, и это касается как физических, так и юридических лиц.

Итоги

Покупка автомобиля, особенно "серого" ввоза, сегодня — это не только радость, но и риск столкнуться с финансовыми сюрпризами. Отправляясь на сделку, важно понимать, что государство внимательно следит за уплатой утилизационного сбора и таможенных платежей, а попытки снизить эти расходы могут обернуться серьезными доплатами.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Lexus завершит выпуск электрокроссовера UX 300e — модель заменит гибридный UX 300h сегодня в 2:12

Больше не купишь: Lexus сворачивает производство любимых седанов и купе

Lexus готовится к масштабному обновлению модельного ряда: сразу несколько седанов и купе отправляются в отставку, но за кулисами уже зреют новые планы.

Читать полностью »
В Changan опровергли версию о деформации деталей Uni-S из-за жары сегодня в 1:00

Раскалённый металл и оплавленный пластик: соцсети перепугал кадр с кроссовером

Changan прокомментировал видео с расплавленными деталями Uni-S и объяснил, почему жара тут ни при чём. Оказалось, рядом с кроссовером что-то загорелось

Читать полностью »
В России выставили на продажу Lada 2108 с доработанным двигателем за 115 млн рублей сегодня в 0:25

Lada за 115 миллионов: автомобиль, который просит обмен на Aurus

В России на продажу выставлена Lada 2108 с ценником в 115 миллионов рублей. Владелец уверен в стоимости и готов меняться — но только на Aurus Senat.

Читать полностью »
Почему ремень ГРМ может перескочить при запуске двигателя с толкача — объяснение автомехаников вчера в 23:53

Когда буксировка безопасна, а когда лучше даже не пробовать: главное о ремне ГРМ

Страшно запускать двигатель с толкача? Эксперт объясняет, когда ремень ГРМ действительно может перескочить и как избежать проблем.

Читать полностью »
Ручной режим АКПП: когда и как его правильно использовать — рекомендации автоэкспертов вчера в 22:45

Невидимая страховка: как ручной режим АКПП может заменить тормоза

Зачем в АКПП сохранили ручной режим? Оказывается, он может спасти в экстренной ситуации, улучшить разгон и даже продлить жизнь двигателю. Разбираемся с экспертом.

Читать полностью »
Как проверить автозапчасти на подлинность: советы по сверке номеров и использованию сертификатов вчера в 12:21

Запчасти по дешёвке — это всегда подозрительно: как избежать подделки

Как распознать поддельные запчасти для автомобиля и избежать ненадежных покупок? Эксперт рассказал, что важно проверять при покупке автокомплектующих, чтобы не стать жертвой обмана.

Читать полностью »
Как избежать повреждений кузова автомобиля из-за насекомых и загрязнений — советы эксперта вчера в 11:17

Природные угрозы вашему автомобилю: как пыльца и насекомые могут повредить кузов

Как насекомые, пыльца и птичьи фекалии могут повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля? Эксперт рассказал, как правильно ухаживать за машиной и избегать повреждений от природы.

Читать полностью »
Как сохранить автомобиль в идеальном состоянии на даче — рекомендации по уходу и профилактике вчера в 11:12

Не пропустите важные моменты ухода за авто на даче: как сохранить машину в отличной форме

Как поддерживать автомобиль в хорошем состоянии на даче? Эксперт рассказал о простых и полезных работах, которые можно выполнить самостоятельно для предотвращения проблем с авто.

Читать полностью »