
Автомобилисты в панике: как не попасть на доплаты после покупки "серой" машины
Покупка автомобиля — радостное событие, но для многих россиян эта радость омрачается неожиданными проблемами. Особенно часто с неприятностями сталкиваются владельцы "серых" иномарок, которые были ввезены в страну по обходным схемам. После покупки таких машин появляются требования доплатить утилизационный сбор и таможенные платежи, а иногда — вовсе невозможно полноценно пользоваться транспортным средством.
Что такое утилизационный сбор и кто его платит?
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, направленный на покрытие затрат по переработке автомобиля в будущем, когда он выйдет из эксплуатации. Его обязаны платить импортеры, производители или конечные покупатели — в зависимости от ситуации.
Законодательство, в частности статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, регламентирует порядок уплаты этого сбора. Он взимается с самых разных транспортных средств — от легковых авто до спецтехники и прицепов. Для расчёта используется регулярно обновляемая таблица средней стоимости машин, последний раз обновлённая 22 мая 2025 года.
Обязанность по уплате утилизационного сбора лежит:
- на производителе, если авто сделано в России;
- на импортере, если автомобиль ввозится из-за границы;
- на покупателе, если по машине ранее сбор не был уплачен.
Важно понимать, что при нормальной уплате "утиль" вносится единожды, и больше к автомобилю никаких дополнительных сборов не применяют. Однако именно здесь у многих владельцев "серых" автомобилей начинаются проблемы.
Почему таможня требует доплаты?
Федеральная таможенная служба (ФТС) поясняет, что пересчёт утилизационного сбора возможен на основании постановления Правительства № 1291 от 2013 года.
"Правила предусматривают разные коэффициенты для физлиц в зависимости от цели использования автомобиля — личное пользование или иное. Авто, ввезённое для личных нужд, должно соответствовать документально подтверждённым критериям", — объяснили в ФТС.
Если таможня выявляет, что автомобиль не соответствует критериям личного использования (например, не был зарегистрирован на имя ввезшего или был продан до истечения года с момента ввоза), то возникает необходимость доплатить разницу в утилизационном сборе.
К сожалению, некоторые импортеры специально занижают таможенные платежи и утилизационный сбор, используя подложные документы или неверное декларирование. Из-за этого сейчас растут претензии от таможни к тем, кто платил по старым льготным ставкам до августа 2023 года.
Что говорит суд и эксперты?
Верховный суд в 2019 году подчеркнул: "Систематическая продажа товаров, ввезённых для личного пользования, может служить основанием для отказа от льгот по таможенным платежам" (п. 38 постановления № 49 от 26 ноября 2019 года).
"Таможня указывает на неправомерное применение льгот, поскольку под видом личного ввоза завозились машины для перепродажи. Это вопрос доказательств. Что сейчас активизировались претензии — очевидно, государству нужны деньги", - заявил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.
В свою очередь, автомобильный эксперт и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов заявил, что если человек платит пошлину в €5 вместо €30, это уже преступление и недополучение значительных сумм государством. Он добавил, что таможня вправе требовать доплаты, потому что люди сознательно пытаются снизить свои расходы, играя с законом и совестью.
Кто рискует столкнуться с проблемами?
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, выделяет основную зону риска: машины, ввезённые по "серой" схеме из стран Таможенного союза (Казахстан, Киргизия, Армения) до 1 августа 2023 года.
Раньше существовали лазейки, позволяющие занижать стоимость автомобилей при растаможке. Например, в Киргизии растаможка делалась как процент от стоимости машины, которая часто специально занижалась.
Теперь списать "утиль" возможно только при наличии таможенного оформления (ТПО) в России или если автомобиль входит в специальный список Минпромторга. В противном случае к утилизационному сбору добавляется дополнительная сумма.
Минпромторг и борьба с занижением стоимости
Минпромторг ведёт специальный список из 6893 моделей, который служит ориентиром для таможни. Он обновляется каждые три месяца и помогает выявлять попытки импортёров занизить стоимость авто из Евразийского экономического союза.
С апреля прошлого года правила ужесточились: все недополученные сборы и налоги включаются в состав утилизационного сбора, и это касается как физических, так и юридических лиц.
Итоги
Покупка автомобиля, особенно "серого" ввоза, сегодня — это не только радость, но и риск столкнуться с финансовыми сюрпризами. Отправляясь на сделку, важно понимать, что государство внимательно следит за уплатой утилизационного сбора и таможенных платежей, а попытки снизить эти расходы могут обернуться серьезными доплатами.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru