
18 минут до космоса: как десятый запуск приблизил эру межпланетных полётов
Успешный запуск ракеты Starship 26 августа стал важной вехой для SpaceX. Это был уже десятый полёт сверхтяжёлой системы, и на этот раз обошлось без сбоев. Но Илон Маск не собирается останавливаться на достигнутом: теперь перед компанией стоит задача отработать по-настоящему футуристическую технологию — захват верхней ступени "Мехазиллой".
Что такое "Мехазилла"
На космодроме Starbase в Техасе возвышается гигантская башня, оснащённая огромными подвижными рычагами, получившими неофициальное название "палочки для еды". Именно они должны будут перехватывать возвращающуюся Starship во время снижения.
Такой метод кажется фантастическим, но у него есть важное преимущество: ракета сможет обойтись без массивных посадочных опор, а сама конструкция станет легче. При этом точность захвата должна быть предельной — малейшая задержка или ошибка приведёт к разрушению аппарата.
Почему это сложнее обычной посадки
Falcon 9 уже научилась приземляться на платформы, но Starship куда больше и тяжелее. Посадка на ноги для такой махины потребовала бы колоссальной инфраструктуры и несла бы серьёзные риски. Поэтому SpaceX решила пойти другим путём — "поймать" корабль в воздухе.
Это позволит значительно ускорить подготовку к следующему запуску: после захвата башня сразу установит ракету на стартовую площадку, минуя сложные операции по транспортировке.
Следующие шаги SpaceX
Маск сообщил, что первые попытки захвата Starship "Мехазиллой" могут пройти во время полётов с 13-го по 15-й. Для этого компания готовит новую модификацию — Starship V3. В отличие от текущей V2, она будет больше, мощнее и с увеличенной грузоподъёмностью. Маск предполагает, что V3 удастся построить и испытать уже к концу года.
Пока же десятому полёту досталась версия V2. Она успешно вышла на орбиту, раскрыла створки грузового отсека и впервые сбросила полезный груз в космос спустя 18 минут после старта.
Испытания и риски
SpaceX уже трижды отрабатывала захват ускорителя Super Heavy — во время пятого, седьмого и восьмого полётов. Но верхняя ступень Starship ещё ни разу не подвергалась такой процедуре. В случае её возвращения инженерам придётся идеально рассчитать момент снижения, скорость и положение аппарата.
Если компания планирует провести Flight 13 в 2025 году, то ей предстоит успеть выполнить ещё два запуска за четыре месяца — задача почти невозможная по нынешним темпам.
Почему этот успех важен
Десятый полёт стал почти безупречным: ракета стартовала вовремя, разделение ступеней прошло плавно, а Super Heavy аккуратно сел на платформу. Это укрепило уверенность в том, что проект выходит из "полосы неудач".
"Практически безупречное поведение ракеты говорит о том, что удача, возможно, поворачивается к SpaceX. Но даже при этом, путь Starship до Марса остаётся долгим, а точность "Мехазилла" должна быть идеальной", — отметил источник, близкий к проекту.
Теперь внимание приковано к будущим испытаниям. Если "Мехазилла" справится со своей задачей, это станет прорывом в космической инженерии и приблизит SpaceX к её амбициозной цели — созданию транспортной системы для полётов на Марс.
Три интересных факта
- Башня "Мехазилла" высотой почти 140 метров не только удерживает ракеты, но и служит стартовой платформой для их запуска.
- По расчётам инженеров, механические "руки" должны реагировать с точностью до миллисекунд — иначе захват будет невозможен.
- Сам термин "Мехазилла" Маск позаимствовал у фанатов японских фильмов про Годзиллу, где появлялся роботизированный монстр Мехагодзилла.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru