
Цены растут, а безлимит уходит: что происходит на рынке мобильной связи в России?
В последние годы российские мобильные операторы не только повышают тарифы на услуги связи, но и значительно ограничивают возможности пользователей в плане доступа к безлимитному интернету. Ситуация вызывает обеспокоенность среди абонентов, которые сталкиваются с растущими расходами на связь и недостаточной качественной поддержкой пакетов. В условиях цифровой зависимости, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни, вопрос доступности и стоимости связи стоит особенно остро. Ньюсинфо решили поговорить с Букштейном Леонтием, шеф-редактором интернет-портала "Мобильные телекоммуникации" в области телекоммуникаций, чтобы понять, какие факторы влияют на увеличение тарифов, и почему безлимитный интернет по-прежнему остается недостижимой мечтой для многих россиян.
Как вы оцениваете текущее состояние тарифов мобильных операторов в России? Какие основные причины их повышения?
— Причины повышения лежат на поверхности. А где у нас понижение цен? Сейчас такое время, что расходы растут, операторы к счастью или к несчастью, в основном работают на импортном оборудовании. Поставщики импортного оборудования пошли вразнос, ушли к себе и отказали нашим операторам технической поддержки по поставкам запчастей и так далее. Конечно, это жизнь осложняет операторам, никуда от этого не деться.
ФАС уже отказала одному крупному оператору в повышении цен. Так что нужно понимать, что отрасль связи одна из немногих, не считая оборонки, которая жестко регулируется государством. Она дает лицензии, она выделяет частоты. Так что захотел оператор и повысил — такого не было, нет и не будет. Было определено раз в год поднять до уровня инфляции. Инфляция сейчас пока что немаленькая у нас. Оператору надо жить. Операторы в основном, не считая Ростелекома, частные компании в основном. У частных компаний пункт один в уставе — получение прибыли. Так что снижение прибыли — это же эффективность понижаем.
Так что у операторов такая ситуация не первый год. И они находят выход из положения: появляются пакетные предложения. То есть мобильная связь, интернет и телевидение. Здесь оператор может немножко оперировать цифрами. Так что допустить ухудшение связи или ее резкое удорожание государство не планирует. Здесь все завязано на интернете, на цифрах. Так что кто-то захотел и вдруг у нас связь стала недопустимо дорогой, нет, у нас этого не будет.
Почему, на ваш взгляд, мобильные операторы убрали доступ к безлимитному интернету? Есть ли у них обоснования для этого?
- Безлимитный интернет был почти у всех операторов. Это архивный тариф. Как показывают исследования, им пользуется небольшое количество абонентов, но качают безумные объемы. Так что вот эта люли малина все-таки заканчивается.
Задайте сами себе вопрос? Вы безлимитом пользуетесь? Вы качаете фильмы день и ночь? Вы сидите в интернете? Большинство, я бы так назвал, примерно 85% абонентов (цифра, взятая из головы) просто живет, звонит, работает, пользуется дистанционным банковским обслуживанием, иногда посматривает мессенджеры, фильмы и так далее. Но это небольшой объем. Так что того, что у нас было, на Западе не было такого, чтобы сколько хочешь, столько и пользуешься. Нет. Все требует денег, все затрат требует. Передатчик работает, выделяет энергию и так далее.
Когда у оператора (возьмем наших всех четырех больших) от 40 и до 78 миллионов абонентов… Представьте, если каждый будет перебирать, сколько это будет затрат. На фоне как бы усложнения работы оператора еще и увеличивать ему расходы и в этой части, пока что нет. Может быть, наступят времена, когда мы вернемся к тем первым годам, когда мы вообще ничего не считали и мы хвалились, что у нас самый дешевый интернет. Но, как показывает опыт, все очень хорошо долго не бывает. У нас сейчас такой момент, что надо немножечко затянуть пояса.
Насколько альтернативы безлимитному интернету, в виде 30-50 гб, удовлетворяют потребности пользователей?
— Какого количества абонентов — надо задать себе вопрос. Потребности какие? Я уверен, что вы не сидите часами, я не сижу часами в интернете. Занятые люди на работе не сидят в интернете. Поэтому чьи удовлетворения мы хотим обеспечить? Это очень небольшая, считаю, часть.
Конечно, молодые пользователи более подвержены жизни в цифровой среде в интернете. Но все-таки масса вот этих десятков миллионов пользуется умеренно. Тем более сколько уже лет назад, я уже даже не помню сколько, операторы дали возможность бесплатно пользоваться мессенджерами. Это же большое сокращение расходов нам.
А оператор все равно содержит инфраструктуру, передающие станции, линии и так далее. Там затраты не снижались. Так что, не считая первое десятилетие, когда мы платили за входящее, что я считаю позором. Ничего оператор за входящий звонок не несет, никаких расходов. Так что теперь если даже удовлетворение ощутят 15-20%, остальные 80% вполне устраивает то, что имеем.
Как вы думаете, какие изменения могут произойти на рынке мобильной связи в ближайшие годы в ответ на растущие недовольства абонентов?
— Операторы, которые находятся в первой тройке, а теперь — в четвертке, анализируют удовлетворения, проводят опросы. И в условиях возможности перехода от оператора к оператору с сохранением номера они оператора сильно стимулируют, довольства абонентов поддерживают. Потому что, если мне не нравится у нас, я со своим номером пройду к другому. И, возможно, там мне будет лучше. Но хотя не факт.
У оператора все-таки какой-то уровень технологической зрелости есть сейчас. Так что недовольный абонент — это прогорающий оператор в финансовом смысле. У нас таких нет. Они работают, они придумывают всякие новые тарифные предложения, чтобы оставаться, по меньшей мере, приемлемым оператором для абонента, а в лучшем случае — просто любимым. Какие-то акции проводят — и один, и другой, и третий. И это все для того, чтобы абонент был доволен.
Каковы ваши прогнозы на будущее тарифной политики мобильных операторов в России? Есть ли вероятность снижения цен или появления безлимитных пакетов?
— Безлимитные пакеты могут быть, но они не в большом объеме. Может быть, 10-15%. Я так думаю. Может быть, коллеги не согласятся. Мы уже все живем в сети. Пробуйте представить себе отключение связи на полчаса. Конец света наступит. Так что государство поддерживает и будет поддерживать операторов в том, чтобы они свои услуги несильно удорожали. Тут вопросов нет. Подскажут соответствующие структуры государства.
Почему операторы должны снижать цены, я не понимаю. Притом, когда оператор провозглашает 9% повышения цены, как говорил Фрунзик Мкртчян в известном фильме "Мимино", "я хохотаюсь от этого". Что такое 9%, если я трачу самое большое, безлимитный тариф — 700-800 рублей в месяц. 80 рублей — это какие деньги? Это маленькая буханка хлеба вообще-то. Так что не надо трагезировать. И посмотрите на статистику по заработным платам. На этом фоне просто говорить о том, что оператор отбирает кого-то… Только вчерашняя информация пришла, что получают курьеры, таксисты. Это же сумасшедшие заработки. Никто не говорит, что давайте их режем.
Ранее сообщалось, что ФАС признала компанию МТС виновной в необоснованном повышении тарифов на услуги связи. В апреле и мае 2024 года оператор увеличил стоимость услуг в среднем на 8% для более чем 30 миллионов абонентов, что, по мнению ФАС, не имело экономических оснований и ущемляло интересы потребителей.
Фото: pxhere.com
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru