
Российский клинический психолог рассказала о помощи детям, которые боятся громких звуков при обстрелах боевиков ВСУ
Специальная тема, связанная с детской психикой в условиях конфликтов и военных действий, становится особенно актуальной в свете продолжающихся обстрелов приграничных районов России. Невозможно отрицать, что постоянный стресс и угрозы реальной жизни влияют на психическое здоровье детей, вызывая чувство неуверенности, страха и тревоги. Клинический психолог Марианна Абравитова в интервью Newsinfo постаралась объяснить, каким образом можно справиться с этими состояниями и какие меры нужно принимать для защиты детей.
Прежде всего, важно признать, что ситуационной тревоге, вызванной обстрелами, нет простого решения. Безусловно, минимизировать контакт детей с шумами, ассоциирующимися с опасностью, крайне необходимо. Ответ на вопрос, как побороть тревогу, должен звучать иначе: "Как обеспечить безопасность?". Первая рекомендация — вывезти детей из опасной зоны. Это не просто предложение, а настоятельная необходимость. На данном этапе дети уже могли сформировать хронический стресс, и этот опыт нельзя игнорировать.
Дети, пережившие обстрелы, приобретают устойчивую ассоциацию между громкими звуками и угрозой смерти. Это не просто боязнь громкого звука; это глубокое, системное осознание того, что эти звуки могут означать опасность. В отличие от естественного грома, который также может вызвать страх, в этом случае ситуация кардинально отличается. Позитивного результата не принесёт работа по преодолению страха громких звуков, если он имеет яркое, угрожающее значение.
Многие из тех, кто пережил войну или значительное насилие, сталкиваются с подобными состояниями. Существующие симптомы могут развиваться в стойкие расстройства. Недостаток профессиональной помощи может привести к тому, что дети, как и взрослые, окажутся "пленниками" своих переживаний, не в состоянии влиться в нормальную жизнь.
Выход из состояния хронического стресса и тревоги требует грамотного подхода. Работа с психологом, специализирующимся на посттравматическом стрессе, становится ключевая для каждого ребенка. Это не одномоментное решение, а долгосрочная работа, начинающаяся с создания безопасной психологической среды.
Психологическая помощь может включать в себя различные методы: арт-терапию, игровые методики, а также формирование навыков саморегуляции и работы со страхами. Это должно быть непрерывным процессом, который займет не один сеанс.
Важно помнить, что мы не можем и не должны оставлять детей наедине с их страхами, особенно в те моменты, когда собственное "я" становится непреодолимым барьером. Параллельно со специализированными программами помощи важно также вовлекать семью в процесс психорегуляции.
Подводя итог, смело утверждаю, что справиться с тревогой и боязнью громких звуков у детей из приграничных районов России без помощи специалистов невозможно. Только комплексный и осознанный подход, включающий эвакуацию из зоны опасности и обеспечение квалифицированной помощи, сможет помочь детям справиться с последствиями конфликта. Эта работа потребует времени, терпения и искреннего желания помочь, и каждая малая победа на этом пути будет значимой.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru