
Архитектура без души: как спасти города от упрощения и безликости?
Исторические здания реставрируют с использованием дешёвых материалов, массовая застройка превращает города в однообразные кварталы, а творчество всё чаще уступает место экономии. Сложившаяся ситуация - результат не только проблем законодательства, но и отсутствия профессиональной ответственности, считает эксперт. Как вернуть уникальность архитектурному облику страны, сохранить культурное наследие и вдохнуть жизнь в современные проекты? Ответы на эти вопросы Ньюсинфо ищет вместе с руководителем национального агентства по архитектуре и градостроительству Еленой Косоренковой.
Какие изменения в законодательстве или подходах к градостроительству могли бы помочь вернуть в архитектуру уникальность и выразительность?
Эксперт считает, что проблема с архитектурой в России связана не только с законодательством, но и с отсутствием профессиональной культуры и ответственности. «Все регламенты прописаны. Законодательство должно быть в голове у людей. И не должно быть вот этого, чтобы эти доллары как у дяди Скруджа крутились, что лишь бы мне сэкономить. Должно быть понятие внутри, должен быть высокий уровень внутренней профессиональной культуры», - подчеркнула Косоренкова.
Косоренкова призвала к большей активности общественности и профессионального сообщества. «Где Союз архитекторов России? Почему они молчат?» Видимо, их всё устраивает, потому что проще не конфликтовать. Но мы теряем объекты для будущих поколений.
При обсуждении массовой застройки эксперт отметила, что проблема заключается в подходе крупных застройщиков. Массовое жильё, особенно кубики по 15 квадратных метров, создаётся крепостными архитекторами. Девелоперы делают архитектуру для себя, соблюдая нормы, но это не творчество, а ремесленничество. Такие районы становятся безликими, - пояснила она.
Однако, по словам Косоренковой, есть примеры качественной современной архитектуры, особенно в Москве. «Современная московская архитектура - на высоком уровне. Но этих компаний всего лишь 12. Вот была летом архитектурная премия Москомархитектуры. Действительно 12 бюро получили заслуженное признание в Москве, и они являли... Москва всегда была, есть и будет примером для провинции в лучшем смысле этого слова», - отметила она, добавив, что подобный подход мог бы быть распространён и на другие города.
Возможно ли внедрение новых технологий и материалов, которые бы улучшили внешний вид зданий, при этом не увеличив расходы на их восстановление?
В которые были изначально заложены в проекте или их современные аналоги, но ни в коем мере никакие не кассеты, не пластик, не сайдинг, не алюминий, не что-то прочее», - подчёркивает Косоренкова.
Она с сожалением отметила, что в России часто пренебрегают этими принципами. «Я была в шоке, когда и на Вятской улице клуб, который спроектировал архитектор Константин Мельников, внутри сделали под ресторан под восточный стиль. Куда органы культурного наследия, ОКН, смотрели, когда разрешали? А попробуйте в Венеции гвоздь забить туда, где не положено. Тут же тебя оштрафуют и лишат права на проведение реставрационных работ. А у нас всё тихо: «Ой, а давайте не будем ссориться, лишь бы было сделано». Вот эти абы как и на авось отвратительно просто!», - поделилась своим возмущением эксперт.
По её мнению, причина кроется в равнодушии и договорённостях, когда важные вопросы решаются кулуарно. Договорились, и ладно, никто не возмущается. А надо говорить об этом, замалчивать нельзя, - считает Косоренкова.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru