Двигатель
Двигатель
Алексей Ларин Опубликована 26.06.2025 в 3:39

С виду игрушка, а внутри монстр: что не расскажут про вес современных моторов

Интересно, почему одни автомобильные двигатели едва ли тяжелее велосипеда, а другие весят почти как целая машина? Вес мотора — это не просто цифра в спецификации. Он напрямую влияет на экономичность, управляемость, динамику и даже цену автомобиля. Производители годами экспериментируют, чтобы найти идеальный баланс между мощностью и массой, и у каждого класса машин — свой путь к этому компромиссу.

Откуда берётся масса: что влияет на вес двигателя

Вес двигателя складывается из трёх основных факторов:

  • объём двигателя. Чем больше "кубиков" — тем массивнее мотор;

  • тип топлива. Дизельные моторы традиционно тяжелее бензиновых при одинаковом объёме из-за прочной конструкции;

  • материалы. Алюминий, магниевые сплавы и даже композиты активно вытесняют сталь и чугун, особенно в компактных двигателях.

С появлением лёгких сплавов и технологий ситуация изменилась. Например, если в 60-х годах обычный мотор весил 150-200 кг, то сейчас даже для среднеразмерных машин нормой считается 70-120 кг. Причём в некоторых японских кей-карах двигатели весят всего около 50 кг — за счёт минимального объёма и ультралёгких материалов, включая композитные смолы.

Легковые машины: в приоритете лёгкость

У городских автомобилей всё подчинено эффективности. Им не нужна мощность гоночного болида, зато экономичность и манёвренность выходят на первый план. Поэтому их моторы стремятся сделать максимально лёгкими.

Средний вес двигателя легковушки колеблется от 70 до 120 кг, а в некоторых сверхкомпактных моделях он может опускаться и до 50 кг. Это стало возможным благодаря уменьшению объёма и внедрению инновационных технологий: облегчённых поршней, пластиковых впускных коллекторов, алюминиевых блоков цилиндров.

Внедорожники: прочность и тяга — приоритет

Масса двигателя внедорожника значительно больше. Это не прихоть, а необходимость — им приходится тащить тяжёлый кузов, грузы и уверенно ехать по пересечённой местности. Именно здесь чаще всего можно встретить дизельные моторы, с их крутящим моментом и выносливостью.

Вес двигателя такого автомобиля может начинаться от 150 кг и доходить до 300 кг. Например, популярные дизельные "шестёрки" от Toyota Land Cruiser или Mitsubishi Pajero легко переваливают за 200 кг. Их делают из особо прочных сплавов — в угоду долговечности и устойчивости к нагрузкам.

Грузовики: когда тонна — не предел

У тяжёлой техники и требования соответствующие. Большой крутящий момент, десятитонные прицепы, многосуточная работа без остановок — всё это требует сверхнадёжных и очень массивных двигателей.

Двигатели современных грузовиков могут весить от 500 кг до 1 тонны. У магистральных тягачей с объёмом двигателя от 10 литров и выше это уже стандарт. А вот у карьерных монстров, вроде БелАЗа 75710, мотор весит впечатляющие 1800 кг — и это только один из двух двигателей в составе.

Почему вес мотора так важен?

Каждый лишний килограмм в моторном отсеке может повлиять на:

  • управляемость. Тяжёлый двигатель создаёт дополнительную инерцию, ухудшая манёвренность. Особенно это заметно в поворотах и при резком торможении;

  • экономичность. Автомобилю с лёгким мотором проще "сорваться с места" и разгоняться, что снижает расход топлива;

  • динамику. Вес влияет даже на такие параметры, как разгон от 0 до 100 км/ч и максимальная скорость;

  • износ компонентов. Чем тяжелее двигатель, тем выше нагрузка на ходовую часть, амортизаторы, подшипники и крепления.

Разумеется, далеко не всегда можно просто взять и облегчить двигатель. Повысится риск перегрева, снизится надёжность. Поэтому инженеры часто идут на хитрости — делают блок цилиндров алюминиевым, но вставляют в него чугунные гильзы; заменяют механические насосы электрическими; оптимизируют геометрию поршней и шатунов.

Интересные факты о массе моторов

  • В авиации и автоспорте вес двигателя — один из ключевых параметров. Например, F1-двигатель V6 весит всего около 150 кг, но выдаёт до 1000 л. с. мощности.

  • У Tesla Model S электродвигатель весит около 35 кг, а вместе с инвертором и редуктором — около 80 кг. Но стоит помнить, что вес батареи в электромобиле компенсирует "лёгкость" мотора.

  • В Toyota Prius используется комбинированная силовая установка, где бензиновый двигатель весит около 100 кг, а электромотор — чуть более 30 кг.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Владелец автопарка рассказал, почему московские такси переходят на китайские авто сегодня в 3:38

Таксопарк пересел на китайцев: почему владельцы выбирают Geely и Chery вместо Camry и Sonata

Китайские кроссоверы уверенно завоёвывают российские таксопарки, предлагая надёжность, сервис и экономичность, недоступные через параллельный импорт.

Читать полностью »
Автоэксперт: в салоне машины запахи чаще всего исходят от обивки и ковриков сегодня в 3:33

Самый простой способ убрать запах из салона — работает даже без химии

Свежий аромат в машине может быстро смениться запахами еды, дыма или сырости. Узнайте, как эффективно вернуть салону приятную атмосферу.

Читать полностью »
Эксперт Молокова назвала минимальный доход для автокредита сегодня в 2:41

Денежная петля затягивается: сколько нужно зарабатывать, чтобы банк дал кредит на машину

Эксперты объяснили, какой доход нужен для получения автокредита в 2025 году и чем отличаются условия на новые и подержанные машины.

Читать полностью »
Автоэксперт заявил, что оставленные царапины на кузове ведут к коррозии сегодня в 2:31

Невидимый враг на трассе: как песок и гравий убивают машину

Узнайте, как правильно устранить царапины на кузове и стекле автомобиля, чтобы сохранить его внешний вид и защитить от коррозии.

Читать полностью »
Эксперты сегодня в 1:57

Авто превращается в ловушку: пять хитрых схем, на которые ведутся даже опытные водители

Мошенники стали изобретательнее: как они обманывают россиян при продаже автомобилей и какие уловки используют, чтобы лишить покупателей денег.

Читать полностью »
Автоэксперт: настройку зеркал нужно делать до поездки, а не на ходу сегодня в 1:28

Зеркала в машине настроены не так? Ошибка, которая может дорого стоить

Правильная настройка зеркал — это не только комфорт, но и ваша безопасность на дороге. Узнайте, как минимизировать слепые зоны и избежать ошибок.

Читать полностью »
Российский рынок автомобилей в сентябре 2025 показал рекордный рост продаж — аналитики сегодня в 0:49

Цены боятся покупателей: почему все срочно покупают новые авто

Сентябрь 2025 года стал рекордным по продажам автомобилей в России: автолюбители активно скупают новые модели, подстёгиваемые скидками и программами кредитования.

Читать полностью »
Автоэксперт: установка аккумулятора большей ёмкости ускоряет её износ при слабом генераторе сегодня в 0:28

Аккумулятор может убить ваш мотор быстрее, чем вы думаете: ошибка при выборе стоит дорого

Разбираем, какие аккумуляторы существуют, чем они отличаются и как выбрать идеальный вариант для своего автомобиля без ошибок.

Читать полностью »