Двигатель
Двигатель
Алексей Ларин Опубликована 26.06.2025 в 3:39

С виду игрушка, а внутри монстр: что не расскажут про вес современных моторов

Интересно, почему одни автомобильные двигатели едва ли тяжелее велосипеда, а другие весят почти как целая машина? Вес мотора — это не просто цифра в спецификации. Он напрямую влияет на экономичность, управляемость, динамику и даже цену автомобиля. Производители годами экспериментируют, чтобы найти идеальный баланс между мощностью и массой, и у каждого класса машин — свой путь к этому компромиссу.

Откуда берётся масса: что влияет на вес двигателя

Вес двигателя складывается из трёх основных факторов:

  • объём двигателя. Чем больше "кубиков" — тем массивнее мотор;

  • тип топлива. Дизельные моторы традиционно тяжелее бензиновых при одинаковом объёме из-за прочной конструкции;

  • материалы. Алюминий, магниевые сплавы и даже композиты активно вытесняют сталь и чугун, особенно в компактных двигателях.

С появлением лёгких сплавов и технологий ситуация изменилась. Например, если в 60-х годах обычный мотор весил 150-200 кг, то сейчас даже для среднеразмерных машин нормой считается 70-120 кг. Причём в некоторых японских кей-карах двигатели весят всего около 50 кг — за счёт минимального объёма и ультралёгких материалов, включая композитные смолы.

Легковые машины: в приоритете лёгкость

У городских автомобилей всё подчинено эффективности. Им не нужна мощность гоночного болида, зато экономичность и манёвренность выходят на первый план. Поэтому их моторы стремятся сделать максимально лёгкими.

Средний вес двигателя легковушки колеблется от 70 до 120 кг, а в некоторых сверхкомпактных моделях он может опускаться и до 50 кг. Это стало возможным благодаря уменьшению объёма и внедрению инновационных технологий: облегчённых поршней, пластиковых впускных коллекторов, алюминиевых блоков цилиндров.

Внедорожники: прочность и тяга — приоритет

Масса двигателя внедорожника значительно больше. Это не прихоть, а необходимость — им приходится тащить тяжёлый кузов, грузы и уверенно ехать по пересечённой местности. Именно здесь чаще всего можно встретить дизельные моторы, с их крутящим моментом и выносливостью.

Вес двигателя такого автомобиля может начинаться от 150 кг и доходить до 300 кг. Например, популярные дизельные "шестёрки" от Toyota Land Cruiser или Mitsubishi Pajero легко переваливают за 200 кг. Их делают из особо прочных сплавов — в угоду долговечности и устойчивости к нагрузкам.

Грузовики: когда тонна — не предел

У тяжёлой техники и требования соответствующие. Большой крутящий момент, десятитонные прицепы, многосуточная работа без остановок — всё это требует сверхнадёжных и очень массивных двигателей.

Двигатели современных грузовиков могут весить от 500 кг до 1 тонны. У магистральных тягачей с объёмом двигателя от 10 литров и выше это уже стандарт. А вот у карьерных монстров, вроде БелАЗа 75710, мотор весит впечатляющие 1800 кг — и это только один из двух двигателей в составе.

Почему вес мотора так важен?

Каждый лишний килограмм в моторном отсеке может повлиять на:

  • управляемость. Тяжёлый двигатель создаёт дополнительную инерцию, ухудшая манёвренность. Особенно это заметно в поворотах и при резком торможении;

  • экономичность. Автомобилю с лёгким мотором проще "сорваться с места" и разгоняться, что снижает расход топлива;

  • динамику. Вес влияет даже на такие параметры, как разгон от 0 до 100 км/ч и максимальная скорость;

  • износ компонентов. Чем тяжелее двигатель, тем выше нагрузка на ходовую часть, амортизаторы, подшипники и крепления.

Разумеется, далеко не всегда можно просто взять и облегчить двигатель. Повысится риск перегрева, снизится надёжность. Поэтому инженеры часто идут на хитрости — делают блок цилиндров алюминиевым, но вставляют в него чугунные гильзы; заменяют механические насосы электрическими; оптимизируют геометрию поршней и шатунов.

Интересные факты о массе моторов

  • В авиации и автоспорте вес двигателя — один из ключевых параметров. Например, F1-двигатель V6 весит всего около 150 кг, но выдаёт до 1000 л. с. мощности.

  • У Tesla Model S электродвигатель весит около 35 кг, а вместе с инвертором и редуктором — около 80 кг. Но стоит помнить, что вес батареи в электромобиле компенсирует "лёгкость" мотора.

  • В Toyota Prius используется комбинированная силовая установка, где бензиновый двигатель весит около 100 кг, а электромотор — чуть более 30 кг.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »