
В России стартовала сдача ЕГЭ: стал ли экзамен сложнее
В российских регионах началось проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), о чем сообщил глава Министерства просвещения Сергей Кравцов. В 2025 году в структуру экзамена внесены существенные изменения, затронувшие шесть учебных дисциплин. Подробный анализ обновлений и оценка эффективности текущей системы ЕГЭ представлены в материале URA. RU.
Согласно информации, размещенной на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в 2025 году коррективы коснутся экзаменов по русскому языку, литературе, информатике, физике и иностранным языкам. Экзамены по математике (базовый и профильный уровни), биологии, истории, обществознанию и географии останутся без изменений.
По мнению заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО Евгения Ямбурга, за последние годы ЕГЭ стал не сложнее, а более разнообразным.
"Эта вариативность — положительная тенденция. Для поступления на мехмат или физтех требуется углубленная математика, а для гуманитарных направлений — базовая, которую можно сдать уже в 10 классе. В системе наблюдается поступательное развитие", — отметил Ямбург в интервью URA. RU.
С утверждением о том, что экзамены не стали сложнее, согласен и начальник методического управления Фонда новых форм развития образования при Минпросвещения РФ, учитель истории, победитель конкурса "Учитель года — 2004" Андрей Лукутин. Он считает, что со временем меняются лишь форма и содержание ЕГЭ, а контрольно-измерительные материалы (КИМ) подвергаются эволюционным изменениям.
Ямбург приводит в пример нововведения в экзаменах по иностранным языкам, литературе и истории. "В английском языке введена устная часть, что повышает объективность оценки. Кроме того, в литературе и истории появилось эссе, требующее понимания исторических и культурных контекстов, например, современности Ивана Грозного и Шекспира, без необходимости занимать идеологическую позицию", — пояснил эксперт.
Он также отметил, что благодаря изменениям из гуманитарных предметов исчезли "тесты-угадайки", которые критики ЕГЭ использовали в качестве аргумента за реформирование системы.
"Раньше в экзамене по литературе мог быть вопрос: "Любил ли Онегин Татьяну?" с вариантами ответа "Да", "Нет", "Иногда". Правильным ответом считался "Иногда". Сейчас такие вопросы исключены", — привел пример Ямбург.
Лукутин подчеркнул, что у школьников достаточно времени для подготовки к экзаменам, даже с учетом вносимых изменений, поскольку правила объявляются заблаговременно. Все задания соответствуют школьной программе.
"Последние задания в большинстве предметов — повышенного уровня сложности, но они выполнимы для учеников, которые усердно учились 11 лет и готовились к поступлению в вуз", — добавил педагог.
Оба эксперта считают ЕГЭ эффективной системой оценки знаний, предоставляющей равные возможности абитуриентам из разных регионов.
"Дети из провинции могут поступить в любой вуз страны, участвуя в конкурсе знаний, а не денег или связей. Это честно: получил высокие баллы — имеешь право на поступление. Нет — извини. Коррупция при проведении экзамена исключена, в отличие от прошлых времен, когда существовали "списки" поступивших", — пояснил Лукутин.
Ямбург назвал разговоры о перегрузке детей из-за ЕГЭ демагогией.
"Что значит перегрузка? В советской школе мы сдавали восемь экзаменов в школе и четыре — в августе. И это не считалось перегрузкой. Гибкость и вариативность современного ЕГЭ — это способ снизить нагрузку на учащихся", — считает Ямбург.
Лукутин уверен, что альтернативы ЕГЭ на данный момент нет. "Это понятный выпускной и вступительный экзамен, в котором нет резких изменений. Изменения вводятся постепенно". Эту позицию разделяет и Ямбург: "ЕГЭ — это реальность. Он был, есть и будет".
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru