
Кровь, туры и скандалы: Лондон зарабатывает на серийном маньяке
Лондон балансирует на грани — между исторической памятью и туристическим шоу.
Каждый вечер, примерно к 20:00, три экскурсионные группы сталкиваются на площади Митре — именно здесь, в 1888 году, была найдена одна из жертв Джека Потрошителя, Кэтрин Эддоус, с обезображенным лицом и удалённой почкой. По словам Шарлотты Эверитт, гида из компании Rebel Tours, в этом месте ей доводилось наблюдать настоящие драки между экскурсоводами за территорию.
Экскурсии по следам легендарного убийцы давно стали обязательным пунктом туристической программы в Лондоне — наряду с Букингемским дворцом и Тауэрским мостом. Несмотря на жуткий шлейф реальных преступлений, Джек Потрошитель превратился в своего рода культурный символ — бренд, который приносит немалую прибыль.
Однако всё больше местных жителей выступают против превращения трагедии в аттракцион. Открытие Музея Джека Потрошителя в 2015 году вызвало протесты, особенно после того, как выяснилось: вопреки заявленному фокусу на истории женщин Ист-Энда, экспозиция концентрируется на самом убийце. В 2020 году британское картографическое агентство Ordnance Survey отменило собственный тур "Кишки и подвязки в Ист-Энде Потрошителя" после жалоб, а мурал с изображением Эддоус был закрашен.
Темный туризм — не сугубо лондонское явление. В США особняки, связанные с делом Менендесов, и места, где жил Джеффри Дамер, привлекают толпы. В Гайане теперь можно посетить место массового самоубийства в Джонстауне.
Эксперт по dark tourism из Университета Центрального Ланкашира, Филип Стоун, считает, что Джека Потрошителя помнят не только за его жестокость, но и из-за культурной романтизации. Он отметил: "С течением времени фигура Потрошителя стала почти вымышленной. Это стёрло границы между реальным и мифом".
Ист-Энд оброс аллюзиями на Потрошителя — от названий кафе Jack the Chipper и Jack the Clipper до магазина Jack's Place. Однако далеко не все в восторге. Гид Эверитт подчёркивает, что важно не то, что говорят о преступлениях, а как именно об этом говорят. В 2022 году её команда запустила альтернативную экскурсию под названием "Джек Потрошитель: А как насчёт женщин?", пытаясь сместить фокус с убийцы на жертв. Тем не менее, по её словам, публика продолжает тянуться к кровавой версии, а альтернативные туры остаются нишевыми.
Некоторые гиды, по словам Эверитт, даже демонстрируют фотографии тел, в частности, Мэри Джейн Келли. Она считает, что если общество считает недопустимым показывать современные изображения жертв, то и с прошлыми нужно быть осторожнее.
Местный писатель, известный как The Gentle Author, опубликовал более 5000 статей о Восточном Лондоне, но ни одной о Потрошителе. Он рассказывает, что местные жители испытывают возмущение: "Каждую ночь сотни людей проходят по этим улицам, смеются, обсуждая убийства настоящих женщин. Это зашкаливающее наступление". Он вспоминает семью, переехавшую после рождения ребёнка: каждую ночь под их окнами звучали мрачные подробности убийств.
Четыре года назад The Gentle Author начал проводить экскурсии о жизни рабочих, иммигрантов и трансформациях района. Целью стало "вернуть улицы обществу". Но конкурировать с туром Потрошителя, захватившим рынок, сложно.
Джессика О'Нил, бывшая гид и основательница The Museum Guide, тоже покинула индустрию: однажды женщина на улице обвинила её в безразличии к живым секс-работницам. Джессика пыталась переосмыслить свой опыт, но призналась — "Это отвратительное предприятие, и я люблю такие вещи. Но почти в каждом туре женщины превращаются в объект для шуток".
Музей, открытый под обещанием рассказывать о женщинах Ист-Энда, всё ещё функционирует как Музей Джека Потрошителя, торгуя футболками с силуэтом убийцы и плюшевыми мишками в чёрных плащах. Его основатель, Марк Палмер-Эджкамб, ранее уверял, что учреждение лишь даёт исторический контекст. Однако спустя десять лет общественные споры не утихают — остаётся вопрос: где заканчивается память и начинается шоу?
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru