
ВР нашла виноватого
ВР через суд требует $40 млрд от владельца затонувшей в прошлом году в Мексиканском заливе нефтяной платформы Deepwater Horizon. По мнению ВР, компания Transocean виновна в аварии, приведшей к гибели 11 человек и крупнейшей утечке нефти. BP вряд ли всерьез рассчитывает получить такую компенсацию, скорее она пытается восстановить свою репутацию, считают эксперты.
Ровно через год после аварии в Мексиканском заливе британская ВР подала иск против компании Transocean Ltd, владельца платформы Deepwater Horizon, взорвавшейся 20 апреля 2010 года. Соответствующие документы переданы в федеральный суд Нового Орлеана. ВР считает, что именно Transocean виновна в произошедшей катастрофе: в исковом заявлении говорится, что в момент аварии на платформе не сработало ни одно звено системы безопасности, пишет Газета.ру.
"Факт остается фактом, 20 апреля 2010 года на Deepwater Horizon не сработали система безопасности и процедуры контроля, что привело к аварии", - цитирует РБК жалобу компании.
ВР требует, чтобы владелец платформы компенсировал все $40 млрд, которые компания потратила на ликвидацию последствий утечки нефти.
Также ВР подала иск против компании Cameron International, которая изготовила превентор - устройство, которое должно было герметизировать устье скважины в чрезвычайной ситуации. "Установленный на платформе Deepwater Horizon противовыбросовый механизм представлял опасность, что стало причиной столь масштабного ущерба, травм и потерь, а также усугубило степень нанесенного ВР вреда в результате прорыва скважины, - настаивает ВР. - Допущенные ошибки привели к потере контроля над скважиной и последующей утечке нефти".
Британский концерн ранее уже заявлял, что считает виноватым не только себя, но и партнеров: в частности, специалисты ВР и компании Transocean неправильно оценили результаты теста на давление, а уже после аварии команда Transocean бездействовала на протяжении 40 минут, начав реагировать лишь тогда, когда нефть показалась на поверхности воды.
Также ВР заявляла и об ответственности компании Halliburton, которая участвовала в цементировании скважины.
Если ВР удастся доказать, что Transocean знала о возможности отказа системы безопасности платформы, вероятность возложить ответственность на подрядчика будет весьма высока, считает партнер юрфирмы Lidings Андрей Зеленин. "Но доказать это будет очень сложно, - предупреждает юрист. -
Иск ВР выглядит скорее как попытка выставить себя в более выгодном свете, хотя бы частично избавиться от пятна на своей репутации". Рассчитывать на получение $40 млрд от владельца платформы ВР вряд ли может: чистая прибыль Transocean в 2009 году составила лишь $3,23 млрд, а в прошлом году она упала до $961 млн. "Сумма в $40 млрд весьма крупная даже для самой ВР, капитализация которой на момент аварии превышала $150 млрд, - говорит аналитик UBS Константин Черепанов. - Процесс обещает быть долгим, Transocean попытается всеми силами снизить меру своей ответственности", пишет Газета.ру.
Авария в Мексиканском заливе признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан за всю историю США. Как она уже повлияла на экологию? И какие выводы сделаны год спустя?
Взрыв произошел в море на глубине 1,5 тысячи метров. Пробоин оказалось несколько. Они непрерывно извергали нефть в течение трех месяцев - столько ушло на борьбу с утечкой. В Мексиканский залив вылилось, по разным оценкам, от 500 до 800 тысяч баррелей нефти. Это около 100 тысяч тонн!
Пятно курсировало к берегам прибрежных штатов и обратно - в зависимости от течения и ветра. В Луизиане, Флориде, Алабаме и Миссисипи несколько раз вводили режим чрезвычайного положения, пока в середине июля пробоины не закрыли защитным устройством. К тому моменту это была уже третья попытка. Заглушка "законсервировала" скважину.
Авария унесла жизни 11 рабочих. А сколько погибло живого - в море и не только - и вовсе до сих пор подсчитать не могут. Незадолго до годовщины аварии в Мексиканской заливе нефтяная корпорация ВР провела годовое собрание акционеров. Первое - с момента утечки на платформе. И самое шумное за всю историю компании.
На борьбу с разливом нефти ВР за год потратила более 11 миллиардов долларов. Убытки, в целом, - около 15. Каждый баррель "черного золота", вытекшего в залив, обошелся ВР примерно в 10 тысяч долларов.
Экономический ущерб пострадавшим штатам измеряется, согласно официальным данным корпорациям, гораздо меньшими цифрами. Даже несмотря на то, что туризм и рыбалка в регионе и год спустя - сомнительное удовольствие.
170 миль побережья были загрязнены, более половины - до сих пор приходят в себя. Четверть всей площади Мексиканского залива, находящейся под юрисдикцией США, закрыты для рыболовства.
Между тем, пятна нефти в заливе находят до сих пор. Фотографии публикуют независимые ученые, которые исследуют акваторию. Находят и подводные невидимые с поверхности нефтяные облака.
Об итогах таких исследований пишет The Guardian, публикуя комментарии экспертов из Университетов Южной Флориды и Джорджии. Океанограф Саманта Джоуи, которая работает в Мексиканском заливе практически с момента аварии, "измерила" одно из подводных нефтяных озёр. Его длина - 35 километров, ширина - почти километр.
Не особо сходятся с официальными и данные о рыбном промысле в прибрежных штатах. Так же, несмотря на заявления ВР о том, что рыбной ловле сейчас ничего не угрожает, до сих пор восстановиться не могут десятки предприятий.
"Залив вряд ли восстановится и в следующем году", - заявляет Национальное управления океанических и атмосферных исследований США, отмечая, что за год и правительство и ученые не слишком продвинулись в ликвидации и способах предотвращения подобных аварий в будущем.
То же управление напоминает об экологических последствиях. Только за последний месяц на берегу нашли около сотни мертвых морских черепах. Рыбаки сообщают, что периодически поднимают сети с креветками, полностью испачканными нефтью, напоминают "Вести".
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru