Багажник на крыше кажется простым решением, но без сертификации — это путь к штрафу и демонтажу
Часто случается, что стандартного багажного отделения автомобиля не хватает, особенно когда семья отправляется в долгожданный отпуск на машине или нужно перевезти спортивный инвентарь. В такой ситуации многие автолюбители вспоминают о дополнительных решениях — прицепе или багажнике на крыше. Последний кажется более простым и бюджетным вариантом, но мало кто задумывается, что его установка сопряжена с целым рядом правил. Нарушение этих норм может привести к неприятному диалогу с инспектором и ощутимому штрафу.
Почему нельзя просто поставить багажник на крышу?
Раньше решётчатые конструкции на крыше "Жигулей" или "Москвичей" были обычным делом, и на них перевозили всё - от чемоданов до лодок. Сегодня подход к безопасности на дорогах изменился. Установка несертифицированного багажника или бокса рассматривается как незаконное изменение конструкции транспортного средства.
За подобное нарушение обычному водителю грозит административный штраф в размере 5000 рублей. Для тех, кто использует автомобиль в коммерческих целях, санкции строже — юридическое лицо может заплатить до 50 000 рублей. Более того, инспектор вправе потребовать немедленно демонтировать конструкцию.
Какие требования нужно соблюдать?
Чтобы не попасть впросак, важно знать два основных условия, при которых использование крышного багажника считается законным.
Во-первых, на вашем автомобиле должны быть предусмотрены штатные крепления для установки такого оборудования с завода-изготовителя.
Во-вторых, необходимо использовать только сертифицированный бокс или багажник, который официально рекомендован для вашей модели автомобиля. Это гарантирует, что он правильно закреплён и не создаёт аварийной ситуации.
Если эти условия не выполняются, установка считается противозаконной. Таким образом, власти ограничили практику перевозки громоздких грузов, которые сильно выступают за габариты машины и ухудшают её устойчивость.
Как обстоят дела на практике?
Ситуация с контролем может сильно отличаться в зависимости от региона. В крупных городах с интенсивным движением инспекторы действительно обращают внимание на незаконные багажники. В отдалённых районах и сёлах к этому часто относятся снисходительнее, ограничиваясь предупреждением. Однако это не отменяет самого правила и риска быть оштрафованным, например, во время дальней поездки.
Что касается старых моделей багажников-решеток, которые крепились на водосточные желоба, их использование на современных автомобилях практически невозможно и небезопасно.
А что если…
Если ваш автомобиль не оборудован штатными креплениями, выход всё же есть. Вы можете установить их, но только после официального оформления данной переделки в органах ГАИ. Процедура эта небыстрая и требует времени, сил, а также прохождения технической экспертизы.
Плюсы и минусы багажника на крыше
| Плюсы | Минусы |
| Увеличивает объём багажного отделения без покупки прицепа. | Требует соблюдения строгих правил установки. |
| Не требует оформления отдельной категории в водительском удостоверении. | Увеличивает расход топлива из-за ухудшения аэродинамики. |
| Быстро монтируется и демонтируется по мере необходимости. | Создает дополнительную нагрузку на кузов и элементы крепления. |
| Позволяет перевозить длинномерные грузы (лыжи, велосипеды, каяки). | Может создавать шум (свист) на высоких скоростях. |
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Нужно ли регистрировать багажник на крыше в ГАИ?
Если на вашем авто есть штатные крепления и вы используете сертифицированный для этой модели багажник, то регистрация не требуется. Если креплений нет и вы их устанавливаете — тогда да, необходимо оформлять изменение конструкции.
Что грозит за перевозку груза в несертифицированном боксе?
Это приравнивается к управлению ТС с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена. Штраф — 500 рублей, но инспектор может вынести предупреждение. Однако если багажник считается изменением конструкции, штраф будет уже 5000 рублей.
Что лучше: багажник на крыше или прицеп?
У обоих вариантов есть свои сильные и слабые стороны. Прицеп требует наличия категории "Е" к "B", его нужно ставить на учёт, он менее манёвренный. Однако он позволяет перевозить более тяжёлые и габаритные грузы. Багажник на крыше проще в бытовом использовании, но имеет жёсткие ограничения по весу и совместимости.
Три факта о багажниках на крыше
-
Современные аэродинамические боксы изготавливаются из ударопрочного пластика и практически не увеличивают шумность при правильной установке.
-
Максимальная нагрузка на большинство стандартных крышных багажников для легковых автомобилей составляет от 50 до 75 кг. Превышать этот лимит опасно.
-
В Европе правила перевозки грузов на крыше ещё строже: груз не должен выступать за передний габарит, а сзади — более чем на 30-50 см.
Исторический контекст
Эволюция автомобильных багажников на крыше повторяет общий путь развития автоиндустрии — от простого к сложному, от кустарного к стандартизированному. В середине XX века, когда автомобили стали доступны массовому потребителю, а путешествия на машине вошли в моду, возникла потребность в перевозке дополнительного багажа. Первые багажники были простыми металлическими решётками, которые цеплялись за водосточные желоба кузова. Со временем инженеры поняли, что бесконтрольная перевозка грузов на крыше влияет на управляемость и безопасность. Это привело к разработке специальных систем крепления, интегрированных в конструкцию крыши, и появлению жёстких стандартов и сертификаций, которые мы имеем сегодня.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru