Автомоибль ДПС
Автомоибль ДПС
Сергей Герасимов Опубликована сегодня в 8:25

ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала

Иногда даже незначительное происшествие на парковке может обернуться неожиданными последствиями. Неприятная ситуация, когда водитель случайно задевает пешехода, кажется улаженной, но спустя месяцы всплывают новые претензии. Как должен действовать автомобилист, если спустя длительное время пешеход требует помощи и компенсации? Об этом сообщает Auto.ru.

Когда старые травмы становятся новым делом

Любое дорожно-транспортное происшествие, даже самое незначительное, юридически считается случаем повышенной опасности. Однако закон чётко регламентирует сроки, в течение которых можно предъявить претензии. В ситуации, когда водитель случайно задел пешехода зеркалом, а тот спустя четыре месяца заявил о боли и попросил оплатить лечение, всё зависит от временных рамок и доказательной базы. Аналогичные инциденты иногда становятся поводом для недобросовестных действий, включая имитацию ДТП зимой.

"Самым верным будет занять выжидательную позицию, поскольку с юридической точки зрения привлечь водителя к административной ответственности почти невозможно", — поясняет эксперт в области автотематики и административного права компании "Европейская юридическая служба" Орест Мацала.

По словам специалиста, ответственность за оставление места ДТП уже не наступает — срок давности по этой статье составляет 90 дней. Даже если водитель действительно не остался на месте, наказание через четыре месяца невозможно. Аналогично и с нарушением, связанным с непредоставлением преимущества пешеходу: по статье 12.18 КоАП РФ срок давности ограничен всего 60 днями.

Риск административной ответственности

Наибольший риск теоретически связан со статьёй 12.24 КоАП РФ — нарушением ПДД, которое по неосторожности повлекло лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Но и здесь у пострадавшего немало препятствий. Чтобы возбудить дело, ему необходимо доказать, что травма действительно получена в результате конкретного ДТП, а не в иной ситуации. Для этого потребуется обращение к врачу с указанием обстоятельств получения повреждения и последующая экспертиза.

Эксперты отмечают, что наличие медицинских документов не гарантирует признание вреда здоровью — ушибы, царапины или лёгкие ссадины не считаются вредом лёгкой или средней степени тяжести. Чтобы случай признали административным нарушением, пострадавший должен подтвердить временную утрату трудоспособности.

"Если потерпевший после происшествия продолжал жить и работать в обычном режиме, вероятность признания вреда здоровью крайне мала", — добавляет Орест Мацала.

Кроме того, пострадавшему нужно доказать, что именно то конкретное происшествие стало причиной боли. Отсутствие прямых доказательств делает подобные дела почти безрезультатными. Конституция РФ (статья 51) даёт водителю право не свидетельствовать против себя, что дополнительно усложняет возбуждение дела.

Возможные последствия и ответственность

Даже если предположить, что пешеход сможет доказать причинённый вред и наличие вины водителя, наказание не будет катастрофическим. За лёгкий вред здоровью предусмотрен штраф от 3750 до 7500 рублей или лишение водительских прав на срок до полутора лет. При средней тяжести вреда сумма штрафа возрастает до 37 500 рублей, а срок лишения — до двух лет.

Однако важно отметить: если виновность водителя установят, компенсация за вред здоровью должна быть выплачена через полис ОСАГО. В такой ситуации страховая компания возмещает ущерб, а водитель не несёт регрессной ответственности, ведь он не покинул место происшествия умышленно. Пострадавший, в свою очередь, вправе потребовать компенсацию морального вреда, но это отдельная судебная процедура.

Сравнение административных составов

Чтобы понять, в каких случаях водитель несёт ответственность, стоит сравнить три основных статьи КоАП, применимых к подобным ситуациям.

  1. Статья 12.27 - оставление места ДТП. Срок давности: 90 дней. Наказание возможно, если водитель скрылся сразу после инцидента.

  2. Статья 12.18 - непредоставление преимущества пешеходу. Срок давности: 60 дней. Используется, если факт перехода дороги зафиксирован.

  3. Статья 12.24 - причинение вреда здоровью. Срок давности: 1 год. Применяется при доказанном лёгком или среднем вреде.

На практике именно третья статья может стать предметом разбирательства, но при условии, что доказательства собраны своевременно, а факт травмы подтверждён медицинской экспертизой.

Плюсы и минусы обращения через страховую

Многие водители не знают, что даже мелкие происшествия с пешеходами могут покрываться ОСАГО. Плюсом такого механизма является отсутствие прямых финансовых потерь у виновника, если его ответственность застрахована. Минус — необходимость документального подтверждения события и ожидание экспертизы.

Однако важно отметить: если виновность водителя установят, компенсация за вред здоровью должна быть выплачена через полис ОСАГО. В такой ситуации страховая компания возмещает ущерб, а водитель не несёт регрессной ответственности, ведь он не покинул место происшествия умышленно. При этом стоит помнить, что страховые компании иногда занижают выплаты по ОСАГО, и защитить свои права помогает независимая экспертиза.

Основные преимущества ОСАГО:

  • защита водителя от крупных выплат;
  • прозрачность урегулирования спора;
  • возможность закрыть вопрос миром без суда.

Недостатки:

  • бюрократические процедуры при оформлении;
  • ограниченные суммы компенсации;
  • временные задержки при выплатах.

Советы для водителей в подобных ситуациях

  1. Не покидать место происшествия. Даже если пострадавший отказывается от претензий, лучше дождаться ГИБДД и зафиксировать факт инцидента.

  2. Предлагать помощь, но не навязывать. Можно вызвать скорую, но не оплачивать лечение из своего кармана без решения суда.

  3. Собирать доказательства. Фото, видео, данные свидетелей и камеры наблюдения помогут подтвердить обстоятельства.

  4. Обратиться к юристу. Специалист поможет оценить риски и грамотно ответить на возможные претензии.

  5. Сохранять спокойствие. Угрозы и давление со стороны потерпевшего не должны вынуждать водителя к необоснованным выплатам.

Популярные вопросы о ДТП с пешеходами

1. Нужно ли вызывать полицию, если пешеход не пострадал?
Да, если был контакт автомобиля и человека, даже без травм, стоит вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств.

2. Что делать, если пострадавший обращается через несколько месяцев?
Водителю не стоит предпринимать действий без официального уведомления. Сроки давности по административным делам ограничены, и претензии через несколько месяцев, как правило, не имеют юридической силы.

3. Может ли страховая отказать в выплате, если прошло много времени?
Да, при отсутствии своевременного обращения и документального подтверждения происшествия страховая компания имеет право отклонить требование.

4. Что считается лёгким вредом здоровью?
Это повреждения, не влекущие длительной утраты трудоспособности — незначительные ушибы, царапины, растяжения.

5. Как избежать подобных ситуаций в будущем?
Соблюдать правила движения, снижать скорость в местах с пешеходами и использовать видеорегистратор для фиксации всех событий.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »
Кондиционер увеличивает расход топлива на трассе — автоэксперт вчера в 6:24
Жалею, что не знал раньше: простая настройка кондиционера, после которой стёкла не потеют

Когда кондиционер лучше не включать: потери мощности и расход на трассе, риск простуды от обдува и рост затрат на фильтр и обслуживание системы.

Читать полностью »
Телефонные звонки, ложные тревоги и метки на кузове считаются признаками подготовки авто к угону — автоспециалисты вчера в 4:57
Машина предупреждает об угоне тонко и неожиданно — мало кто знает, на что смотреть

Угонщики редко действуют спонтанно и заранее оставляют подсказки, по которым внимательный водитель может распознать их интерес. Какие признаки должны насторожить?

Читать полностью »
Продажи BMW в России выросли на 166% — агентство Автостат вчера в 2:13
Немцы снова на коне: продажи BMW в России растут, будто кризиса и не было

Продажи BMW в России стремительно растут: число регистраций увеличилось на 166% за ноябрь, а X3 стал самой востребованной моделью на рынке.

Читать полностью »
Водители могут не уступать пешеходам в ряде случаев — автоэксперт вчера в 0:07
Жаль, что не знал раньше: главное слово в ПДД, которое освобождает от штрафа за пешехода

Когда водитель вправе не пропускать пешехода законно: разница между "зеброй" и светофором, что считается помехой и как избежать штрафа.

Читать полностью »