Автоавария
Автоавария
Иван Рогов Опубликована сегодня в 17:09

Тормоза отказали у целых регионов: названы области, где водители чаще всего бьют машины

Рейтинг BIP.RU: Калининградская область, Адыгея и Рязанская область — лидеры по росту КБМ

Российские автолюбители в последние годы стали внимательнее относиться к вопросам страхования и аккуратности за рулём. Однако свежие данные показывают, что в некоторых регионах доля водителей, часто попадающих в аварии, всё же растёт. Аналитики портала BIP.RU составили рейтинг регионов, где водители проявляют наибольшую осторожность — и тех, где ситуация вызывает тревогу.

Где чаще всего нарушают: регионы-лидеры по аварийности

По итогам третьего квартала 2025 года в России увеличилась доля владельцев полисов ОСАГО с повышенным коэффициентом бонус-малус (КБМ) — более 1,76. Таких автомобилистов теперь 3,2% от всех застрахованных. Этот показатель вырос на 17% по сравнению с прошлым годом.

Самый заметный скачок в числе "высокоаварийных" водителей наблюдается в Калининградской области, где рост составил 103%. На втором месте Республика Адыгея — здесь показатель вырос на 65%, а замыкает тройку Рязанская область с увеличением на 54%. Эксперты связывают рост аварийности в этих регионах с ростом транспортного потока и активным обновлением автопарка — особенно за счёт подержанных иномарок.

В числе антирекордсменов по количеству водителей с высоким КБМ оказались Республика Татарстан (5%), Республика Чувашия (4,6%), Челябинская и Омская области (по 4,5%), а также Красноярский край (4,4%).

Как работает коэффициент бонус-малус

КБМ — это показатель, отражающий страховую историю автомобилиста. Он влияет на стоимость полиса ОСАГО: чем выше коэффициент, тем дороже страховка. При безаварийной езде КБМ снижается, и водитель получает скидку. Если же владелец машины часто становится участником ДТП, коэффициент растёт, и страховка обходится дороже.

Например, водитель с минимальным КБМ 0,5 может платить за полис вдвое меньше базовой ставки, а при коэффициенте 2 — вдвое больше. Таким образом, аккуратность за рулём напрямую влияет на расходы.

Сравнение регионов

Регион Рост доли "высокоаварийных" водителей Средний КБМ
Калининградская область +103% 1,88
Республика Адыгея +65% 1,79
Рязанская область +54% 1,76
Республика Татарстан 5% от общего числа водителей 1,84
Красноярский край 4,4% 1,81

Как уменьшить свой КБМ: советы шаг за шагом

  1. Проверить данные о КБМ на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков). Иногда ошибки при оформлении страховки приводят к неправильному расчёту коэффициента.

  2. Не менять страховые компании слишком часто — при переходе может потеряться информация о безаварийных годах.

  3. Стараться не допускать мелких ДТП. Даже небольшое столкновение, оформленное по ОСАГО, увеличивает КБМ.

  4. Использовать телематику — специальные устройства, фиксирующие стиль вождения. Многие страховщики предлагают скидки тем, кто ездит аккуратно.

  5. Контролировать срок действия полиса: при его перерыве более 12 месяцев скидка аннулируется.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: игнорировать правила при перестроении.
    Последствие: повышенный риск столкновений, рост страховых выплат.
    Альтернатива: установить систему контроля "слепых зон" или видеорегистратор с обзором 360°.

  • Ошибка: покупать дешёвую страховку у сомнительных посредников.
    Последствие: отказ в выплате при ДТП, потеря денег.
    Альтернатива: оформлять ОСАГО только через проверенные сайты страховщиков или приложение "Госуслуги Авто".

  • Ошибка: не обновлять данные водителя при смене машины.
    Последствие: неправильный расчёт КБМ, штрафы при проверке.
    Альтернатива: проверить актуальность данных в базе РСА и подать заявление на корректировку.

А что если у водителя высокий КБМ?

Если коэффициент уже вырос, можно исправить ситуацию. Во-первых, стоит проехать хотя бы один год без ДТП — это позволит вернуть часть скидки. Во-вторых, при смене страховщика важно правильно указать предыдущий номер полиса, чтобы бонусы сохранились. Некоторые компании предлагают программы "обнуления" КБМ: при покупке нового полиса и установке телематического устройства водителю возвращают базовый уровень коэффициента через 6-12 месяцев безопасной езды.

Часто задаваемые вопросы

Как узнать свой КБМ?
На сайте РСА можно бесплатно проверить свой коэффициент по номеру водительского удостоверения.

Можно ли обнулить КБМ?
Да, но только через официальное обращение в страховую компанию или по решению РСА при подтверждении безаварийной езды.

Что делать, если страховщик ошибся в расчётах?
Нужно направить заявление с копией водительского удостоверения и предыдущего полиса ОСАГО. После проверки данные корректируются в течение 10 рабочих дней.

Мифы и правда о КБМ

  • Миф: КБМ одинаков для всех водителей.
    Правда: он индивидуален и зависит только от личной истории страховых выплат.

  • Миф: коэффициент можно "купить" или сбросить за деньги.
    Правда: все данные хранятся в единой базе РСА, и изменить их можно лишь официальным путём.

  • Миф: один небольшой страховой случай не повлияет на КБМ.
    Правда: любое обращение по ОСАГО фиксируется и влияет на коэффициент.

Исторический контекст

Первый полис ОСАГО был введён в России в 2003 году. Тогда система бонус-малус работала вручную, а сведения о безаварийной езде хранились в бумажных архивах. С 2016 года РСА перешёл на электронную базу данных, а с 2021 года КБМ рассчитывается автоматически при оформлении полиса онлайн. Это сделало процесс прозрачным, но повысило требования к точности данных.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Mercedes-AMG G-Class возглавил рейтинг самых дорогих автомобилей в России — данные Авто.ру сегодня в 18:14
Король асфальта и грязи: "Гелендваген" снова доказал, что сила не ржавеет

"Гелендваген" снова возглавил список самых дорогих машин России. Почему богатые водители выбирают классику, а не модные гибриды?

Читать полностью »
Исполнительный директор сегодня в 9:16
Автомобили держат дольше, чем браки: почему россияне не продают свои машины

Владельцы автомобилей 3-7 лет не спешат продавать свои машины — выясняем, что стоит за этой тенденцией и как она влияет на рынок подержанных авто.

Читать полностью »
Робин Денхолм: Tesla добавит руль и педали в беспилотное такси Cybercab сегодня в 8:58
Автомобиль без водителя — но с бюрократом за спиной: почему Tesla вынуждена вернуть руль

Tesla столкнулась с неожиданным препятствием на пути к запуску полностью автономного такси — проект Cybercab теперь может получить руль и педали.

Читать полностью »
сегодня в 8:51
Не роскошь, а необходимость: кроссоверы стали новой нормой на российских дорогах

Кроссоверы снова правят бал на российском авторынке. Как изменились вкусы водителей и почему Haval Jolion обошёл всех конкурентов?

Читать полностью »
сегодня в 7:26
Пока рынок буксует, Москва едет дальше: столичный автопарк растёт наперекор прогнозам

Москва сохраняет лидерство в продажах новых автомобилей, несмотря на общее падение рынка. Какие модели выбирают россияне и почему — в материале.

Читать полностью »
Россияне чаще выбирают механику и классический автомат сегодня в 7:02
Железные нервы и стальные ремни: как вариаторы и «роботы» пытаются вытеснить классику

Почему даже новые "умные" коробки не завоевали сердца российских водителей и чем старые механика и автомат по-прежнему лучше современных решений.

Читать полностью »
Подержанные Hyundai Solaris и Renault Logan признаны самыми практичными машинами для новичков сегодня в 6:54
Эти авто спасут от позора на парковке: модели, с которых должен начинать каждый новичок

Как выбрать первую машину, чтобы не разочароваться и не потратить лишнего? Простые советы автоинструктора помогут избежать ошибок при покупке.

Читать полностью »
сегодня в 6:16
Новый виток роста: в октябре россияне сметают автомобили с салонов — эксперты объяснили почему

Российский авторынок показывает уверенный рост, но эксперты предупреждают: 2025 год может завершиться как успехом, так и спадом — всё зависит от сценария.

Читать полностью »