Ирина Гусакова Опубликована 30.04.2008 в 20:00

Авиакомпании исчезают. На чем будут летать в будущем?

Чтобы выжить в условиях современного рынка, его игроки вынуждены заниматься поглощением друг друга. Соблюдая этот непреложный закон рыночной природы, крупные компании еженедельно заключают многомиллионные и многомиллиардные сделки. Непрекращающийся процесс слияний и поглощений характерен для любого бизнеса. Авиационный – не исключение. Ещё не закончились разговоры об итогах покупки американской Delta Airlines своих соотечественников Northwest Airlines, как появилась информация о другом соглашении, предусматривающем покупку крупнейшей немецкой авиакомпанией Lufthansa бельгийской Brussels Airlines. Если к этому списку прибавить информацию о переговорах американских авиаперевозчиков United Airlines и US Airways, то становится очевидной наметившаяся консолидация мировой авиаиндустрии.

Напомним, что активный процесс объединения авиаотрасли начался ещё в 2005 году, когда два крупных авиаперевозчика, голландский KLM Royal Dutch Airlines и французский Air France, создали крупнейшую европейскую авиакомпанию. Другой заметный европейский и мировой игрок на рыке авиаперевозок, немецкая Lufhansa вскоре после этого начала свои попытки купить нескольких авиаперевозчиков в Швейцарии и Великобритании. Таким образом, планомерно начался процесс консолидации, который перевалил за границы Европы через океан. Недавняя сделка двух американских авиакомпаний изначально предполагалась как единственно возможный уход от банкротства. Вылилось же это в создание крупнейшей мировой авиакорпорации, обладающей 900 судами. Как пишет Эксперт Онлайн, создание компаний-гигантов становится особенно важным на фоне американо-европейского соглашения об открытом небе. Договор, подписанный во время саммита США—ЕС 30 апреля 2007 года и вступивший в силу 30 марта 2008 года, отменяет все ранее действовавшие двусторонние соглашения между США и членами Евросоюза относительно регулирования допуска иностранных авиакомпаний на национальные рынки.

Читайте по теме: Уволены топ менеджеры British Airways из-за проблем в Хитроу

Как известно, это соглашение позволяет американским и европейским компаниям предоставлять гораздо больше возможностей выбора аэропортов, в которые они могут осуществлять свои рейсы. К тому же, существенно облегчается приобретение долей иностранных авиакомпаний. Согласно подсчетам экспертов Еврокомиссии, благодаря реализации соглашения индустрия авиаперевозок в ближайшие пять лет может сэкономить до 12 млрд. евро, а объем пассажирских авиаперевозок через Атлантику возрастет более чем на 30%, или на 26 млн. пассажиров. Поэтому выиграют те авиакомпании, которые смогут без убытков для себя предложить пассажирам более низкие цены. Возможностей для этого хватает не у всех, поэтому у авиакомпаний-гигантов, имеющих достаточно пространства для маневра, больше шансов выйти из этой схватки победителями.

Читайте по теме: Берлускони отдаст Путину "Alitalia"

Стоит отметить, что благодаря упрощенной процедуре покупки авиакомпаний зарубежными инвесторами именно гиганты отрасли имеют больше возможностей поглотить мелких перевозчиков. К тому же, несмотря на произошедшие слияния, европейский рынок авиакомпаний остается сегодня крайне раздробленным. На пять крупнейших авиаперевозчиков приходится лишь треть европейского рынка воздушных сообщений – это вдвое меньше, чем доля пяти американских лидеров на своем внутреннем. Оставшиеся 66% рынка контролируют небольшие национальные авиакомпании: от достаточно устойчивых Alitalia и Austrian Airlines до карликовых компаний восточноевропейских государств.

Читайте по теме: Lufthansa изменила аэропорту Шереметьево

Они, по мнению многих экспертов, и станут жертвами нового соглашения об открытом небе. Дело в том, что восточноевропейские компании дотируемы преимущественно правительствами своих стран, для которых национальный авиаперевозчик является символом независимости государства. Однако это не позволит сохранить маленькие авиакомпании из-за их невозможности конкурировать и приносить прибыль.

Таким образом, перспектива глобализации авиаотрасли как нельзя ясна. Вопрос только в том, как скоро это случится. Однако, если смотреть на тенденцию консолидации авиационной индустрии, очевидно, что это вопрос ближайших 20 лет.


Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Путин и Рахмон подписали договоры о трудовой миграции между Россией и Таджикистаном 09.10.2025 в 12:47
Медосмотр, контроль и организованный набор: Россия меняет правила для трудовых мигрантов из Таджикистана

Путин и Рахмон подписали соглашения о развитии миграции и торговле. Почему эти договорённости могут стать новой вехой в отношениях Москвы и Душанбе?

Читать полностью »
Евросоюз согласовал уведомительный порядок поездок для дипломатов России 07.10.2025 в 11:21
Уведомления, маршруты и разрешения: как ЕС ограничивает свободу перемещения дипломатов РФ

ЕС согласовал новые ограничения для российских дипломатов: передвижения по Европе теперь возможны только с уведомлением и разрешением принимающих стран.

Читать полностью »
Великобритания передала Украине 60 тысяч снарядов и 2500 беспилотников за полтора месяца 01.09.2025 в 23:49
Арсенал за 50 дней: как Лондон наращивает военные поставки Киеву

Министр обороны Великобритании Джон Хили официально объявил о масштабных поставках вооружений Украине в ходе специальной 50-дневной кампании. Согласно представленным данным, Киев получил от Лондона около 60 тысяч артиллерийских снарядов, реактивных снарядов и ракет, а также 2500 беспилотных авиационных систем.

Читать полностью »
Трамп заявил о предложении Индии снизить пошлины на американские товары до нуля 01.09.2025 в 17:25
Торговая игра на опережение: почему Трамп отвергает индийские уступки

Дональд Трамп в своем аккаунте в социальной сети Truth Social сообщил о получении от Индии предложения практически полностью обнулить таможенные пошлины на товары из США. Однако американский лидер отреагировал скептически, подчеркнув, что такие меры должны были быть приняты значительно раньше. По его словам, сейчас «уже становится поздно» для подобных уступок.

Читать полностью »
Путин на саммите ШОС укрепил стратегический альянс с Китаем в условиях западного давления 01.09.2025 в 17:18
Новая ось многополярности: как саммит ШОС меняет расклад глобальных сил

Владимир Путин принял участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества, где продемонстрировал укрепление стратегического партнерства между Москвой и Пекином. Этот визит состоялся в период, когда обе страны сталкиваются с беспрецедентным внешним давлением, отмечают эксперты.

Читать полностью »
SHOT: Таиланд задержал российское судно вблизи Пхукета для проверки 01.09.2025 в 17:12
Российский траулер без улова вызвал тревогу у таиландских военных

Тайские военные перехватили в территориальных водах у побережья Пхукета российское рыболовное судно «Билене». Инцидент произошёл после того, как корабль привлёк внимание ВМС Таиланда. При проверке на борту не обнаружили ни рыбы, ни рыболовного оборудования, ни других запрещённых предметов.

Читать полностью »
Фон дер Ляйен подтвердила разработку плана размещения войск ЕС на Украине 31.08.2025 в 21:42
Европа разработала детальный план военного присутствия на Украине

Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о разработке детального плана развертывания воинского контингента на территории Украины в рамках будущих договоренностей о гарантиях безопасности. В интервью Financial Times она отметила, что Европа достигла соглашения с американской администрацией по этому вопросу.

Читать полностью »
Путин и Си Цзиньпин обсудили российско-американские контакты на полях саммита ШОС 31.08.2025 в 21:36
За кулисами саммита: о чем говорили лидеры РФ и КНР перед началом ШОС

В рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в китайском Тяньцзине состоялось общение президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. По информации помощника президента Юрия Ушакова, лидеры двух стран провели продуктивные переговоры перед совместным фотографированием глав делегаций.

Читать полностью »