
Новая формула обучения: мозг учится там, где мы этого не ждем
В мире, где мы привыкли считать, что обучение требует концентрации и четких целей, новое исследование переворачивает этот взгляд. Учёные из исследовательского центра Janelia HHMI обнаружили, что мозг способен учиться даже во время, казалось бы, бессмысленного блуждания — без явных инструкций и заданий. Эта находка открывает новую страницу в понимании процессов, лежащих в основе нашего обучения и памяти.
Как мозг учится без задач?
В центре внимания ученых оказалась зрительная кора — участок мозга, ответственный за обработку визуальной информации. Исследователи одновременно регистрировали активность десятков тысяч нейронов у мышей, которые исследовали виртуальные коридоры с различными визуальными текстурами. Интересно, что даже без постановки конкретных задач нейроны зрительной коры кодировали особенности окружающей среды, формируя внутренние модели мира.
"Даже когда вы отключаетесь или просто гуляете и не думаете, что делаете что-то особенное, ваш мозг, вероятно, все равно усердно работает, помогая вам запомнить, где вы находитесь, организуя мир вокруг вас, так что когда вы больше не отключаетесь — когда вам действительно нужно что-то сделать и сосредоточиться — вы готовы сделать все возможное", — объясняет руководитель исследовательской группы Мариус Пачитариу.
Неконтролируемое обучение и его роль
Исследователи показали, что существует два параллельных способа обучения в мозге:
- Неконтролируемое (без заданий) — мозг изучает признаки окружающей среды просто через исследование, без вознаграждений или целей.
- Контролируемое (целенаправленное) — обучение, которое происходит с конкретными задачами и наградами.
При этом неконтролируемое обучение подготавливает мозг к более быстрому освоению контролируемых задач в будущем. Мыши, которые некоторое время исследовали среду без вознаграждения, затем обучались задачам с наградами значительно быстрее, чем те, кто не имел такого опыта.
"Это значит, что вам не всегда нужен учитель, который бы вас учил: вы все равно можете неосознанно познавать окружающую среду, и такое обучение может подготовить вас к будущему", — подчеркивает постдокторант Линь Чжун.
Что меняется в мозге?
Наблюдая за активностью нейронов, учёные заметили значительную нейропластичность — перестройку связей между нейронами, которая лежит в основе обучения и памяти. Интересно, что эта пластичность проявлялась даже тогда, когда мыши не выполняли никаких задач и не получали вознаграждений.
"Я был очень удивлен. Я провожу поведенческие эксперименты с тех пор, как получил докторскую степень, и никогда не ожидал, что без обучения можно увидеть такие изменения в мозге", — делится впечатлениями Чжун.
Кроме того, различные области зрительной коры играют свои роли: одни — в неконтролируемом исследовании, другие — в целенаправленном обучении. Это сочетание помогает мозгу одновременно анализировать окружающий мир и формировать полезные ассоциации.
Почему это важно?
Результаты исследования открывают новый взгляд на процесс обучения. Раньше предполагалось, что лишь целенаправленное обучение с заданиями и вознаграждениями формирует память и нейронные изменения. Теперь становится ясно, что и спонтанное, неконтролируемое обучение играет огромную роль — оно создает фундамент, на который мозг опирается в дальнейшем.
"Это дверь к изучению этих неконтролируемых алгоритмов обучения в мозге, и если это основной способ, с помощью которого мозг учится, в отличие от более инструктированного, целенаправленного способа, то нам нужно изучить и эту часть", — резюмирует Мариус Пачитариу.
Технический прорыв и масштабы эксперимента
Важную роль в исследовании сыграли технологии. Команда использовала мезоскоп — прибор, позволяющий одновременно регистрировать активность до 90 000 нейронов. Такая масштабность экспериментов предоставила возможность увидеть, как именно мозг меняется в процессе неконтролируемого и контролируемого обучения.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru