
Инвестиции в отечественный автопром бьют все рекорды — но главный итог вызывает больше вопросов, чем ответов
Россия вложила в автопром более 350 миллиардов рублей в 2024 году — и это не предел. Рекордные суммы направлены на возрождение отрасли, которую некогда покинули крупнейшие иностранные производители. Что происходит с российским автопромом сегодня и что ждёт его завтра?
Новые заводы вместо ушедших брендов
Премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии по развитию отрасли сообщил, что на поддержку автомобильной промышленности было выделено свыше 350 миллиардов рублей. Эти средства пошли не только на развитие действующих производств, но и на запуск новых предприятий — в том числе на площадях, оставленных иностранными компаниями.
"В результате мы уже сегодня запустили десять современных площадок. Это площадки в Тольятти, Ижевске, Москве, Санкт-Петербурге, Тульской и Калужской областях и в ряде других регионов, в том числе там, где собираются и электромобили", — заявил Мишустин.
Особое внимание уделяется не только восстановлению производственных цепочек, но и технологическому обновлению — в том числе выпуску электромобилей и техники на газомоторном топливе. Всё это должно снизить зависимость от импорта и укрепить технологический суверенитет страны.
43 миллиарда — на помощь покупателю
Помимо вложений в сами заводы, государство направило значительные средства на стимулирование спроса. Так, около 43 миллиардов рублей было потрачено на программы льготного автокредитования и лизинга.
По словам главы правительства, это уже принесло ощутимые результаты. Объёмы выпуска автомобилей, включая коммерческий транспорт, в прошлом году выросли почти на треть и достигли 830 тысяч единиц. Важно отметить, что российский авторынок по числу проданных новых автомобилей занял четвёртое место в Европе. Этому способствовали и поставки автомобилей из стран, поддерживающих торговые связи с Россией.
Новая реальность: меньше планов, больше осторожности
Несмотря на позитивные итоги 2024 года, отрасль не застрахована от вызовов. В тот же день, когда Мишустин отчитывался о росте, первый вице-премьер Денис Мантуров сообщил: АвтоВАЗ будет вынужден сократить производственный план на 2025 год.
Причины — не в проблемах завода как такового. Как пояснил Мантуров, сокращение связано с внешними факторами, на которые отечественный производитель повлиять не может. В частности, речь идёт о снижении уровня автокредитования и потребительской активности, а также о высоких объёмах нереализованной продукции на складах дилеров.
СМИ уже сообщали, что АвтоВАЗ может снизить план выпуска до 400 тысяч автомобилей — это почти на 20% меньше по сравнению с текущими показателями.
Несколько фактов по теме:
-
По данным Ассоциации европейского бизнеса, до 2022 года на долю иностранных брендов приходилось более 70% продаж новых автомобилей в России.
-
По итогам 2024 года, почти 50% российского рынка заняли модели, произведённые на предприятиях, перешедших под контроль отечественных компаний или новых игроков.
-
В числе новых брендов, активно выходящих на рынок, — китайские автопроизводители, которые осваивают локализованную сборку в России.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru