
Иномарки без дилеров и согласований: в России сохраняют схему, которая перевернула рынок
Что общего между немецким седаном, купленным в Москве, и отсутствием автосалона той же марки в России? Ответ — параллельный импорт, механизм, благодаря которому машины ушедших брендов всё ещё можно найти на отечественных дорогах. И, похоже, он останется с нами надолго.
Возможность остаться на колесах
Минпромторг России всерьёз рассматривает продление действия параллельного импорта автомобилей — по крайней мере, до конца 2026 года. Об этом сообщил статс-секретарь и заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов. Хотя официального решения пока не принято, в ведомстве уверены: в условиях ограниченного предложения на рынке механизм необходимо сохранить.
"Мы считаем, что продление механизма параллельного импорта — шаг необходимый", — подчеркнул Чекушов.
Речь идёт о поставках автомобилей брендов, которые после начала геополитических изменений официально свернули деятельность в России. Сегодня именно через параллельный импорт граждане страны продолжают покупать любимые модели — без официальных дилеров, но с юридической возможностью зарегистрировать авто.
Продление упрощённой схемы: до 2027 года
Интересно, что уже в январе 2024 года представители Минпромторга озвучивали планы продлить льготный порядок оформления машин, ввозимых по параллельному механизму, вплоть до 2027 года. Это может означать, что и сам механизм, и сопровождающая его упрощённая система регистрации сохранятся ещё минимум на два года.
Пока иностранные бренды не торопятся возвращаться, продление действия параллельного импорта выглядит логичным шагом. Тем более что он сопровождается ещё одной важной инициативой — продлением до 31 декабря 2027 года действия механизма оценки безопасности таких автомобилей.
Что такое ЗОЕТС и зачем он нужен?
Если параллельный импорт будет продлён, машины продолжат оформляться по заключению о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Это документ, который подтверждает соответствие автомобиля требованиям безопасности без необходимости проведения дорогостоящих сертификационных испытаний.
Для покупателя это означает, что процесс регистрации авто останется упрощённым — без участия производителя или правообладателя. Это особенно важно в условиях, когда производители западных брендов не заинтересованы в работе на российском рынке.
Фактически, ЗОЕТС позволяет частным лицам и компаниям легализовать ввоз машин из-за рубежа, минуя бюрократию и дополнительные затраты. Такой подход уже доказал свою эффективность: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2023 год через параллельный импорт было ввезено более 100 тысяч автомобилей.
Почему это важно для рынка?
Российский автомобильный рынок переживает сложный период. Официальное представительство многих популярных брендов приостановлено, ассортимент в салонах сократился, а цены на новые машины заметно выросли. Параллельный импорт стал своеобразным мостом между спросом и реальностью.
Он позволяет поддерживать конкуренцию, удерживать цены от резкого роста и сохранять доступ населения к современным моделям. Без этого механизма выбор существенно сузился бы, особенно в сегменте среднеценовых и премиальных автомобилей.
Кроме того, параллельный импорт влияет и на рынок подержанных авто: снижает давление на него, удерживая цены в умеренных пределах.
Интересный факт
По данным аналитического агентства "Автостат", наибольший рост поставок по параллельному импорту в 2023 году показали автомобили марок Toyota, BMW и Mercedes-Benz. Причём значительная часть машин поступила в страну через Казахстан и Армению.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru