
С виду новые, а внутри — ловушка: какие авто сейчас массово везут в Россию из Китая
Что общего между почти новыми автомобилями из Китая и вторичным рынком в России? Больше, чем может показаться на первый взгляд. В страну хлынул поток машин, которые выглядят как свежие с завода, но по документам проходят как подержанные. В этом — хитрая схема китайских автодилеров и неожиданный поворот для российского покупателя.
Китайские автомобили: новые или почти?
В последние месяцы в Россию активно ввозят автомобили из Китая, которые на деле оказались "почти новыми" — их пробег минимален, а состояние практически заводское. Однако формально они оформлены как подержанные. Об этом открыто сообщил председатель совета директоров Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь, комментируя внутреннюю ситуацию на автомобильном рынке КНР.
Секрет в том, что китайские продавцы используют популярные онлайн-платформы DoCar, Guazi и Xianyu — аналоги Avito и Drom — где размещают тысячи машин, прошедших как "б/у". В реальности это почти новые авто, но проданные через "вторичный рынок" для создания иллюзии бурной торговой активности и загрузки складов.
Почему так происходит?
Всё началось с бума автопроизводства в Китае. В 2022 году в стране выпустили более 31 миллиона автомобилей — это мировой рекорд. Однако бурный рост привёл к обратной стороне: рынок перенасыщен, конкуренция ожесточённая, а рентабельность продаж падает.
Чтобы оставаться на плаву, производители начали активно давить на дилеров — те обязаны закупить больше машин, чем могут продать. В результате склады заполняются, а деньги замораживаются. Чтобы выйти из этой ловушки, дилеры спешно "сливают" излишки перекупщикам, которые затем продают эти машины как подержанные, формально фиксируя продажу и получая от производителей бонусы и скидки.
Китайские власти, в свою очередь, позволяют субсидировать такие сделки: даже на автомобиль с минимальным пробегом можно оформить государственную скидку как на поддержанный. Это выгодно всем внутри Китая — но последствия от этого теперь чувствует и Россия.
Россия — новый рынок для "невостребованных" машин
С ростом конкуренции и затоваривания дилеры Китая нашли лазейку: экспорт через "параллельные" или "альтернативные" каналы. Такой экспорт позволяет избежать налогообложения внутри страны и одновременно воспользоваться экспортными налоговыми льготами. Особенно активными эти поставки стали в Россию — страну, где спрос на недорогие автомобили остаётся стабильно высоким.
По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, в 2024 году на рынке подержанных машин 12,7% автомобилей имели нулевой пробег. Для сравнения: в 2020 году таких было лишь 5,5%. То есть количество "новых подержанных" авто практически удвоилось.
Как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, в Россию уже ввозят тысячи таких машин, и их можно встретить в небольших автосалонах по всей стране. Выглядят они как новые — и технически ими являются — но юридически оформлены как бывшие в употреблении. Цена может быть привлекательной, особенно на фоне роста цен на официальные поставки.
Подводные камни: с чем столкнётся покупатель
Однако в этой выгодной схеме для покупателей скрыты серьёзные риски. Шапарин предостерегает:
"Китайские автомобили — это не просто железо на колёсах, это цифровые устройства с постоянной связью с материнской компанией".
А это значит, что производитель может дистанционно ограничить функциональность автомобиля, если сочтёт, что он оказался в "неподходящей" юрисдикции или был ввезён в обход официальных каналов.
Такие действия уже фиксировались: пользователи сталкивались с отключением мультимедийных экранов, приостановкой действия аккаунтов и даже ограничениями на работу отдельных систем автомобиля. В условиях отсутствия чёткого регулирования в России такие машины оказываются в "серой зоне", где права потребителя защищены слабо.
Стоит ли рисковать?
С одной стороны, рынок предлагает привлекательную цену за практически новый автомобиль. С другой — покупка может обернуться проблемами с эксплуатацией, ремонтом и даже базовыми функциями автомобиля. А учитывая цифровую зависимость современных машин, китайский автопроизводитель может контролировать поведение своего продукта даже за границей.
Перед покупкой таких машин стоит внимательно изучить историю авто, запросить VIN, проверить, через какой канал он был ввезён, и обязательно — уточнить, есть ли у модели официальная поддержка в России. Иначе можно оказаться владельцем "железного ящика" без поддержки, обновлений и даже мультимедийных функций.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru