
Один неверный замер — и мотор пойдёт под замену: как не угробить двигатель на ровном месте
Почти каждый современный автомобиль с турбонаддувом и непосредственным впрыском нуждается в регулярной проверке и доливке масла. Даже новые моторы "съедают" масло при высоких нагрузках — оно уходит через турбину и поршневые кольца. А значит, риски масляного голодания реальны для всех.
Но почему даже аккуратные автовладельцы порой теряют масло из виду? Всё просто — не все знают, как правильно проверять его уровень. И да, этот навык может однажды спасти мотор от капитального ремонта.
Почему так важна регулярная проверка масла
Производители рекомендуют проверять уровень масла минимум раз в неделю. На практике этим пренебрегают многие, и напрасно.
Современные моторы не просто так требуют внимания. Особенно это касается двигателей с турбиной — в момент пиковых нагрузок турбонагнетатель может вращаться со скоростью до 30 000 оборотов в минуту. И всё это время он активно потребляет масло для смазки.
При спортивной манере езды потери масла возрастают в разы. Инженеры предупреждают: до литра масла может уходить на каждую тысячу километров при активной езде.
Если двигатель мощный, а водитель — любитель скорости, доливать масло придётся регулярно. Производители допускают расход до 0,5% от объёма сгоревшего бензина. Например, при годовом пробеге в 15 000 км норма расхода масла может достигать 6 литров — это значит, что ежемесячно в двигатель стоит добавлять не менее пол-литра.
Когда и как правильно проверять уровень масла
Проверка уровня масла — процедура несложная, но требующая соблюдения нескольких правил.
1. Выберите ровную поверхность
Если автомобиль стоит на уклоне, уровень масла в картере смещается. Это значит, что показания щупа будут ложными — вы можете подумать, что масла меньше, чем есть на самом деле, и долить лишнее.
2. Не спешите проверять на холодном моторе
После ночной стоянки или длительного простоя масло уходит в поддон и уменьшается в объёме из-за охлаждения. В идеале проверять уровень нужно после поездки — когда двигатель прогрет, но уже не работает.
Выключите зажигание, откройте капот, подождите 2-3 минуты, чтобы масло стекло в картер. И только после этого — берите щуп. Не забывайте про горячие детали под капотом! Лучше использовать тряпку или перчатки, чтобы не обжечь руки.
3. Не проверяйте при работающем двигателе
Это не просто бесполезно, но и опасно. Из патрубков могут вылетать капли горячего масла. Проверка проводится только при заглушённом моторе.
Как пользоваться щупом и читать его показания
У всех автомобилей щуп устроен примерно одинаково — длинная металлическая пластина с отметками "MIN" и "MAX" на конце. Между этими рисками — зона нормального уровня масла.
Что важно: синтетическое масло может "ползти" по поверхности щупа, создавая ложное впечатление.
Вот что нужно делать:
-
достаньте щуп, тщательно вытрите его чистой тканью.
-
вставьте обратно до упора.
-
подождите несколько секунд и снова достаньте.
-
оцените уровень: он должен быть примерно посередине между метками.
Помните: разница между "MIN" и "MAX" равна примерно одному литру масла. Если отметка приближается к минимальной, стоит долить около 0,5 литра.
Электронные системы измерения — можно ли им доверять?
На некоторых современных автомобилях есть автоматические датчики уровня масла. Их показания выводятся на дисплей мультимедийной системы. Для проверки нужно зайти в специальное меню.
Но есть нюансы: датчик работает только при выключенном двигателе. А данные он берёт с тех же уровней, что и щуп. Поэтому полностью полагаться только на электронику не стоит — иногда стоит проверить вручную.
Несколько интересных фактов о расходе масла
-
Турбированные двигатели "съедают" больше масла, чем атмосферные, даже при спокойной езде.
-
Самые экономичные моторы по расходу масла — гибридные установки.
-
В спортивных болидах гоночных серий предусмотрен постоянный контроль уровня масла, вплоть до установки камер видеонаблюдения в моторном отсеке.
-
В некоторых моделях автомобилей масла уходит больше на трассе, чем в городе — из-за постоянных высоких оборотов двигателя.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru