Парковка
Парковка
Алексей Ларин Опубликована 06.06.2025 в 21:10

Парковки по ГОСТу — только на бумаге, а в жизни это ловушка — и у неё есть автор

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что вылезаете из машины, втянув живот, задержав дыхание и стараясь не поцарапать соседнее авто зеркалом? Или, может, просили пассажира выбраться первым, чтобы не упереться дверью в чужой бампер? Всё чаще парковка в городе превращается в испытание на ловкость, а не на водительское мастерство.

И дело тут не только в неумелых водителях, которые не умеют ставить машину ровно. Проблема гораздо глубже — в самой организации парковочного пространства, где каждый сантиметр имеет значение. Почему же парковочные места становятся всё уже? И что говорят по этому поводу нормы?

Что говорит закон: нормативы есть, но с нюансами

В России дорожная инфраструктура регулируется целым набором нормативных документов: СНиПами, ГОСТами и методическими рекомендациями. Но, как ни странно, единых требований к размерам парковочных мест для всей страны попросту нет. Каждый регион может устанавливать свои стандарты.

Тем не менее, существуют минимальные размеры, которых следует придерживаться:

  • Для обычных легковых автомобилей — не менее 2,5 метра в ширину и 5 метров в длину при параллельной парковке;

  • Для машин инвалидов — 3,5 метра в ширину и 6 метров в длину согласно ГОСТ Р 52289-2019.

Размещение тоже может быть разным: вдоль дороги, перпендикулярно ей или под углом. Также парковки могут размещаться на проезжей части, тротуарах или в специальных заездных карманах. Размеры мест зависят от схемы размещения: например, при параллельной парковке рекомендуется длина 7,5 метра, при перпендикулярной — 5 метров.

Почему реальность не соответствует нормам

На бумаге всё выглядит неплохо. Но в жизни водителей часто поджидает неприятный сюрприз. Разметка бывает нанесена с нарушениями — не по линейке, а "на глазок", что создаёт реальные проблемы. Порой сэкономленные 20-30 сантиметров превращаются в лишние минуты маневрирования или, хуже того, в царапины и вмятины.

Особенно много претензий к парковочным местам у жителей многоквартирных домов и посетителей торговых центров. В борьбе за количество машино-мест застройщики или управляющие компании идут на хитрость — уменьшают ширину и длину парковок, стараясь "впихнуть" как можно больше автомобилей.

Александр Шумский, председатель проектно-технического комитета "Удобная дорога" при Росстандарте, объясняет это так:

"Дополнительные 50 сантиметров с каждой стороны могут дать целую дополнительную полосу движения. А парковка в 2 метра в ширину — это вполне реально, если машина не слишком большая".

Эксперименты в Москве: тесно, но эффективно?

Столица — один из главных экспериментальных полигонов. Уже в 2014 году на улицах Маросейка и Покровка появились зауженные парковки. По словам чиновников, это позволило разместить больше автомобилей без ущерба для потока транспорта. И действительно, на практике большинство водителей смогли успешно адаптироваться к новым условиям.

Некоторые парковочные зоны теперь даже не размечают на отдельные места. Вместо этого полосу просто оставляют под непрерывную парковку — мол, водители сами определятся, кто и где встанет. Это позволяет использовать каждый свободный метр, особенно в условиях плотной городской застройки.

Но у медали есть и обратная сторона. Чем меньше расстояние между автомобилями, тем выше риск мелких ДТП. Во дворах особенно часто случаются "поцелуи" бамперами или зеркалами. К сожалению, нередко виновники таких инцидентов просто уезжают, не оставляя ни записки, ни контактов. А пострадавший остаётся один на один с ремонтом и своими нервами.

Что можно сделать?

Решение есть, но требует комплексного подхода:

  • Пересмотр нормативов и контроль за их соблюдением — чтобы парковки не проектировали из расчёта на машины 90-х годов;

  • Приоритет качеству, а не количеству — лучше меньше мест, но безопаснее;

  • Технические средства контроля и видеонаблюдение на стоянках — это повысит дисциплину;

  • Просвещение водителей — элементарное уважение друг к другу может сократить число конфликтов.

Пока же остаётся один универсальный совет: парковаться аккуратно, с учётом не только своих удобств, но и комфорта других. Ведь от тесноты нас спасут не только новые стандарты, но и простая вежливость.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »