
Парковки по ГОСТу — только на бумаге, а в жизни это ловушка — и у неё есть автор
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что вылезаете из машины, втянув живот, задержав дыхание и стараясь не поцарапать соседнее авто зеркалом? Или, может, просили пассажира выбраться первым, чтобы не упереться дверью в чужой бампер? Всё чаще парковка в городе превращается в испытание на ловкость, а не на водительское мастерство.
И дело тут не только в неумелых водителях, которые не умеют ставить машину ровно. Проблема гораздо глубже — в самой организации парковочного пространства, где каждый сантиметр имеет значение. Почему же парковочные места становятся всё уже? И что говорят по этому поводу нормы?
Что говорит закон: нормативы есть, но с нюансами
В России дорожная инфраструктура регулируется целым набором нормативных документов: СНиПами, ГОСТами и методическими рекомендациями. Но, как ни странно, единых требований к размерам парковочных мест для всей страны попросту нет. Каждый регион может устанавливать свои стандарты.
Тем не менее, существуют минимальные размеры, которых следует придерживаться:
-
Для обычных легковых автомобилей — не менее 2,5 метра в ширину и 5 метров в длину при параллельной парковке;
-
Для машин инвалидов — 3,5 метра в ширину и 6 метров в длину согласно ГОСТ Р 52289-2019.
Размещение тоже может быть разным: вдоль дороги, перпендикулярно ей или под углом. Также парковки могут размещаться на проезжей части, тротуарах или в специальных заездных карманах. Размеры мест зависят от схемы размещения: например, при параллельной парковке рекомендуется длина 7,5 метра, при перпендикулярной — 5 метров.
Почему реальность не соответствует нормам
На бумаге всё выглядит неплохо. Но в жизни водителей часто поджидает неприятный сюрприз. Разметка бывает нанесена с нарушениями — не по линейке, а "на глазок", что создаёт реальные проблемы. Порой сэкономленные 20-30 сантиметров превращаются в лишние минуты маневрирования или, хуже того, в царапины и вмятины.
Особенно много претензий к парковочным местам у жителей многоквартирных домов и посетителей торговых центров. В борьбе за количество машино-мест застройщики или управляющие компании идут на хитрость — уменьшают ширину и длину парковок, стараясь "впихнуть" как можно больше автомобилей.
Александр Шумский, председатель проектно-технического комитета "Удобная дорога" при Росстандарте, объясняет это так:
"Дополнительные 50 сантиметров с каждой стороны могут дать целую дополнительную полосу движения. А парковка в 2 метра в ширину — это вполне реально, если машина не слишком большая".
Эксперименты в Москве: тесно, но эффективно?
Столица — один из главных экспериментальных полигонов. Уже в 2014 году на улицах Маросейка и Покровка появились зауженные парковки. По словам чиновников, это позволило разместить больше автомобилей без ущерба для потока транспорта. И действительно, на практике большинство водителей смогли успешно адаптироваться к новым условиям.
Некоторые парковочные зоны теперь даже не размечают на отдельные места. Вместо этого полосу просто оставляют под непрерывную парковку — мол, водители сами определятся, кто и где встанет. Это позволяет использовать каждый свободный метр, особенно в условиях плотной городской застройки.
Но у медали есть и обратная сторона. Чем меньше расстояние между автомобилями, тем выше риск мелких ДТП. Во дворах особенно часто случаются "поцелуи" бамперами или зеркалами. К сожалению, нередко виновники таких инцидентов просто уезжают, не оставляя ни записки, ни контактов. А пострадавший остаётся один на один с ремонтом и своими нервами.
Что можно сделать?
Решение есть, но требует комплексного подхода:
-
Пересмотр нормативов и контроль за их соблюдением — чтобы парковки не проектировали из расчёта на машины 90-х годов;
-
Приоритет качеству, а не количеству — лучше меньше мест, но безопаснее;
-
Технические средства контроля и видеонаблюдение на стоянках — это повысит дисциплину;
-
Просвещение водителей — элементарное уважение друг к другу может сократить число конфликтов.
Пока же остаётся один универсальный совет: парковаться аккуратно, с учётом не только своих удобств, но и комфорта других. Ведь от тесноты нас спасут не только новые стандарты, но и простая вежливость.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru