
Ценная бумага решает всё: что может сделать банк с вашей ипотекой
Покупка квартиры в ипотеку давно стала обыденным делом. Но у многих заемщиков вызывает вопросы один из документов, который банк может потребовать при оформлении сделки — закладная. Зачем она нужна, как оформляется и как может использоваться — разбираемся по порядку.
Что такое закладная и зачем она нужна
Закладная — это не просто формальность. Это ценная бумага, которая подтверждает, что заемщик обязуется выполнить свои ипотечные обязательства перед банком. Если по кредиту возникнет просрочка, банк сможет реализовать недвижимость, указанную в документе, чтобы вернуть свои деньги.
В то же время стоит понимать, что оформление закладной — не обязательно. Однако многие кредитные организации предпочитают её наличие как дополнительную защиту от рисков.
В России существует два типа закладных:
- Бумажная — оформляется на бумажном носителе и подлежит регистрации в Росреестре;
- Электронная — с 2018 года имеет такую же юридическую силу, как и традиционная бумажная форма.
Что указывается в закладной
Этот документ содержит краткое, но важное содержание ипотечного договора. В обязательном порядке в закладной указываются:
- ФИО заемщика;
- сведения о банке-кредиторе;
- описание объекта недвижимости;
- условия кредита;
- информация об ограничениях, если они есть.
Если данные в закладной расходятся с условиями договора ипотеки, приоритет всегда отдается информации в закладной, поэтому важно проверять документ особенно внимательно.
Как оформить закладную
Оформить документ можно как лично в банке, так и дистанционно, если у всех участников есть электронная подпись. Процесс включает несколько этапов:
1. Подготовка документов
Обычно банк собирает их сам, но от заемщика потребуется:
- паспорт;
- документы на жилье (договор купли-продажи, дарения, наследства и пр.);
- отчет об оценке объекта;
- полис страхования.
2. Оплата пошлины
Если требуется регистрация закладной, оплачивается госпошлина. Сделать это можно в любом банке или через терминал.
3. Регистрация в Росреестре
После подачи документов сотрудник выдаёт расписку с номером дела и перечнем полученных бумаг. Этот номер пригодится для отслеживания процесса.
4. Получение
Закладная существует в единственном экземпляре. Она может храниться в банке или специализированном архиве. При необходимости можно запросить копию.
Что банк может сделать с закладной
После оформления у кредитора есть несколько опций:
- Продать закладную другому юридическому лицу. Заемщика при этом уведомляют, но согласие получать не нужно.
- Условия ипотеки при этом не меняются, может измениться лишь реквизит для оплаты.
- Обменять на другой залог — по сути, форма перекупки между банками.
- Выпустить ценные бумаги на основе закладной — это уже внутренняя стратегия банка, для заемщика ничего не меняется.
Когда ипотека закрыта
После того как заемщик полностью погасил долг, закладная аннулируется, а с жилья снимается обременение. Чтобы официально завершить процесс, необходимо:
- получить справку от банка о выполнении обязательств;
- написать заявление на выдачу закладной (банк обязан выдать её не позднее чем через месяц);
- передать документы в МФЦ или Росреестр;
- получить выписку из ЕГРН и аннулированную закладную.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru