Шляпа в машине
Шляпа в машине
Алексей Ларин Опубликована 28.06.2025 в 1:56

Давлю на газ — а он молчит: одна летняя ошибка гробит двигатель за день

На первый взгляд может показаться, что жаркая погода — это просто вопрос комфорта водителя. Но те, кто отправлялся в поездку летом по разным климатическим зонам, наверняка замечали: с повышением температуры поведение машины меняется. И не в лучшую сторону.

Например, на северных участках маршрута мотор еще резво набирал обороты, обгоны давались легко. Но стоило автомобилю приблизиться к южным широтам — в район Воронежа, где температура переваливала за 35 градусов — как мотор будто терял силу. Давишь на педаль, а в ответ — вялый отклик. И только ночью, когда жара отступает, техника вновь оживает. Что же происходит под капотом?

Разреженный воздух: как жара лишает двигатель дыхания

Основная причина снижения мощности кроется в физике — точнее, в плотности воздуха. Чем выше температура, тем меньше в воздухе кислорода. При -20 °C в кубометре содержится около 1,4 кг воздуха, тогда как при +30 °C — уже 1,16 кг. Это примерно на 20% меньше. Такой дефицит кислорода сказывается не только на самочувствии людей, но и на работе двигателя.

Особенно это заметно у автомобилей с карбюраторной системой. У них топливная смесь не подстраивается под изменяющиеся условия. Если автомобиль едет, например, из прохладного региона в жаркий, то разница в поведении машины ощущается буквально на ходу. Мотору становится всё труднее "тянуть" машину по мере роста температуры воздуха.

В современных авто за состав топливной смеси отвечает электроника. Она подбирает оптимальные пропорции бензина и воздуха, добиваясь так называемой стехиометрической смеси — идеальной для полного сгорания. Однако и у таких систем есть предел адаптивности.

Когда температура воздуха поднимается выше +35 °C, даже интеллектуальные системы управления не справляются. Двигателю не хватает кислорода для нормального горения топлива. Особенно остро это проявляется на высоких оборотах, когда потребность в воздухе возрастает в разы.

"При 4000 оборотах мотору уже не хватает воздуха, чтобы обеспечить нормальное сгорание", — поясняет специалист по диагностике ДВС.

Электронный блок управления, получив сигнал от температурного датчика и лямбда-зонда, фиксирует снижение содержания кислорода и… снижает подачу топлива. Водитель же чувствует это как потерю динамики и медленный разгон.

Турбонаддув — не панацея, но помогает

У моторов с турбонаддувом положение чуть лучше. За счёт нагнетания воздуха давление во впускной системе увеличивается в два раза и более. А интеркулер дополнительно охлаждает воздух, повышая его плотность.

Тем не менее, даже турбированные двигатели не могут развивать паспортную мощность при жаре выше 35 °C. Поэтому особенно в тёплый сезон важно следить за чистотой радиатора интеркулера — грязь и пыль снижают эффективность охлаждения. Регулярная промывка может существенно улучшить отдачу двигателя в жару.

Не забудьте про фильтр и бензобак

Негативный вклад в работу двигателя может внести и старый воздушный фильтр. Особенно если он не менялся больше года. Летом пыль с дорог, сухой воздух и высокая температура способствуют дополнительному загрязнению фильтрующего элемента.

"Загрязнённый фильтр ещё больше ограничивает поступление воздуха в мотор, усугубляя и без того неблагоприятные условия", — отмечают мастера СТО.

Иногда простая чистка или замена фильтра помогает вернуть двигателю нормальное поведение.

Есть и менее очевидная проблема — поведение бензина в жару. При высоких температурах топливо начинает испаряться в баке. Затем ночью пары конденсируются на стенках, вызывая перепады давления. Если клапан на крышке бака неисправен или закис, может возникнуть обратное давление, препятствующее подаче топлива.

В старых авто рекомендуется периодически открывать крышку бензобака, чтобы сбалансировать давление внутри. Это снижает нагрузку на топливный насос и позволяет избежать перебоев в подаче топлива.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Новичкам лучше брать первый автомобиль простым и недорогим — автоинструктор сегодня в 18:59
Беру ключи и сажусь за руль: почему первые месяцы вождения лучше пережить на простой машине

Как выбрать первую машину новичку: простой и недорогой авто, компактные габариты, ремонтопригодность, коробка по опыту и умеренная динамика без лишних рисков.

Читать полностью »
В тонущей машине важно не сломать ручку двери — автоэксперт Субботин сегодня в 17:11
Авто идет ко дну молча и быстро: алгоритм спасения, который должен знать каждый водитель

Автоэксперт Вячеслав Субботин рассказал NewsInfo, как выбраться из тонущего автомобиля.

Читать полностью »
В 2026 году в РФ ожидается подорожание машин на уровне инфляции — Виноградова сегодня в 16:36
Не драматическое, но неизбежное: что стоит за ростом цен на автомобили в 2026 году

В 2026 году в России ожидается подорожание автомобилей. Что повлияет на рост цен и насколько это будет ощутимо для покупателей? Гендиректор "Рольф" Светлана Виноградова делится прогнозом.

Читать полностью »
Полная диагностика систем, замена жидкостей и фильтров обеспечивают надёжный зимний старт двигателя — автомеханики сегодня в 16:20
Почему некоторые машины заводятся при -30°С, а другие нет — разница в нескольких простых шагах

Узнайте, как подготовить автомобиль к зиме, чтобы двигатель заводился даже при экстремальных морозах и все системы работали без сбоев.

Читать полностью »
Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »