
Давлю на газ — а он молчит: одна летняя ошибка гробит двигатель за день
На первый взгляд может показаться, что жаркая погода — это просто вопрос комфорта водителя. Но те, кто отправлялся в поездку летом по разным климатическим зонам, наверняка замечали: с повышением температуры поведение машины меняется. И не в лучшую сторону.
Например, на северных участках маршрута мотор еще резво набирал обороты, обгоны давались легко. Но стоило автомобилю приблизиться к южным широтам — в район Воронежа, где температура переваливала за 35 градусов — как мотор будто терял силу. Давишь на педаль, а в ответ — вялый отклик. И только ночью, когда жара отступает, техника вновь оживает. Что же происходит под капотом?
Разреженный воздух: как жара лишает двигатель дыхания
Основная причина снижения мощности кроется в физике — точнее, в плотности воздуха. Чем выше температура, тем меньше в воздухе кислорода. При -20 °C в кубометре содержится около 1,4 кг воздуха, тогда как при +30 °C — уже 1,16 кг. Это примерно на 20% меньше. Такой дефицит кислорода сказывается не только на самочувствии людей, но и на работе двигателя.
Особенно это заметно у автомобилей с карбюраторной системой. У них топливная смесь не подстраивается под изменяющиеся условия. Если автомобиль едет, например, из прохладного региона в жаркий, то разница в поведении машины ощущается буквально на ходу. Мотору становится всё труднее "тянуть" машину по мере роста температуры воздуха.
В современных авто за состав топливной смеси отвечает электроника. Она подбирает оптимальные пропорции бензина и воздуха, добиваясь так называемой стехиометрической смеси — идеальной для полного сгорания. Однако и у таких систем есть предел адаптивности.
Когда температура воздуха поднимается выше +35 °C, даже интеллектуальные системы управления не справляются. Двигателю не хватает кислорода для нормального горения топлива. Особенно остро это проявляется на высоких оборотах, когда потребность в воздухе возрастает в разы.
"При 4000 оборотах мотору уже не хватает воздуха, чтобы обеспечить нормальное сгорание", — поясняет специалист по диагностике ДВС.
Электронный блок управления, получив сигнал от температурного датчика и лямбда-зонда, фиксирует снижение содержания кислорода и… снижает подачу топлива. Водитель же чувствует это как потерю динамики и медленный разгон.
Турбонаддув — не панацея, но помогает
У моторов с турбонаддувом положение чуть лучше. За счёт нагнетания воздуха давление во впускной системе увеличивается в два раза и более. А интеркулер дополнительно охлаждает воздух, повышая его плотность.
Тем не менее, даже турбированные двигатели не могут развивать паспортную мощность при жаре выше 35 °C. Поэтому особенно в тёплый сезон важно следить за чистотой радиатора интеркулера — грязь и пыль снижают эффективность охлаждения. Регулярная промывка может существенно улучшить отдачу двигателя в жару.
Не забудьте про фильтр и бензобак
Негативный вклад в работу двигателя может внести и старый воздушный фильтр. Особенно если он не менялся больше года. Летом пыль с дорог, сухой воздух и высокая температура способствуют дополнительному загрязнению фильтрующего элемента.
"Загрязнённый фильтр ещё больше ограничивает поступление воздуха в мотор, усугубляя и без того неблагоприятные условия", — отмечают мастера СТО.
Иногда простая чистка или замена фильтра помогает вернуть двигателю нормальное поведение.
Есть и менее очевидная проблема — поведение бензина в жару. При высоких температурах топливо начинает испаряться в баке. Затем ночью пары конденсируются на стенках, вызывая перепады давления. Если клапан на крышке бака неисправен или закис, может возникнуть обратное давление, препятствующее подаче топлива.
В старых авто рекомендуется периодически открывать крышку бензобака, чтобы сбалансировать давление внутри. Это снижает нагрузку на топливный насос и позволяет избежать перебоев в подаче топлива.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru