Искусственный интеллект в тумане
Искусственный интеллект в тумане
Олег Белов Опубликована вчера в 23:28

Подключил к Wi-Fi — получил угрозу: когда интернет превращает технику в террориста

Госдума: электромобили могут стать "оружием на колёсах" для террористов

Опасность взлома робототехники и электромобилей становится всё более актуальной темой. С ростом цифровизации и подключения устройств к сетям Wi-Fi и мобильному интернету возникает риск их использования в качестве инструментов кибератак и даже террористических актов. Об этом в беседе с "Газетой.Ru" рассказал зампред комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов.

Цифровая уязвимость техники

По словам депутата, любая современная техника управляется программным обеспечением, и полностью защитить её от взлома невозможно.

"Любой робот управляется программным обеспечением… Конечно, каждый такой робот может быть взломан. Любой специалист по кибербезопасности говорит о том, что невозможно на 100% защитить ни одну инфраструктуру", — сказал Свинцов.

Электромобили и роботы, оснащённые SIM-картами и подключённые к интернету, в большей степени подвержены рискам. По сути, любое подключение к сети открывает возможность для злоумышленников перехватить управление.

Опасность для автомобилей

Современные автомобили на 95% зависят от электронных систем и сигналов, управляющих электродвигателями, отметил депутат. Это делает их потенциальной целью для кибератак.

"Любой автомобиль может быть взломан, любой автомобиль может быть направлен в стену, он может быть направлен на встречную полосу", — подчеркнул Свинцов.

Он добавил, что подобные угрозы касаются не только транспорта, но и домашних роботов, которые могут использоваться для повреждения инфраструктуры или причинения вреда людям.

Сценарии террористических атак

Свинцов предупредил, что в ближайшие годы количество террористических актов с участием электромобилей и роботов может значительно возрасти.

"В ближайшее время мы увидим огромное количество террористических атак с помощью электрических автомобилей, которые будут врезаться в остановки, на огромной скорости врезаться друг в друга", — заявил депутат.

Подобные случаи, по его мнению, будут напоминать трагедии, когда террористы в Европе использовали для атак обычные автомобили с ДВС.

Сравнение угроз

Тип угрозы Примеры прошлого Потенциальные риски будущего
Обычные автомобили (ДВС) Теракты с наездом на толпу Снижается с переходом на электромобили
Электромобили и подключённые авто Хакерский взлом и ДТП Атаки на остановки, массовые аварии
Роботы Пока ограничено хулиганством Использование оружия, разрушение инфраструктуры

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: подключать роботов напрямую к интернету.
    Последствие: риск перехвата управления.
    Альтернатива: ограниченные режимы работы без доступа к сетям.

  • Ошибка: отсутствие системного мониторинга киберугроз.
    Последствие: незаметное вмешательство и атаки.
    Альтернатива: создание национальной системы киберзащиты для транспорта и IoT.

  • Ошибка: игнорировать обучение пользователей.
    Последствие: рост числа взломов через банальные ошибки.
    Альтернатива: программы цифровой грамотности для владельцев техники.

Советы шаг за шагом: как снизить риски

  1. Производителям — минимизировать количество подключений к интернету и использовать автономные режимы.

  2. Владельцам — регулярно обновлять прошивки и проверять настройки безопасности.

  3. Государству — разрабатывать единые стандарты киберзащиты для умных автомобилей и роботов.

  4. Сервисным центрам — проводить диагностику не только механических, но и цифровых систем.

  5. Инвесторам и стартапам — закладывать в продукты безопасность как базовый элемент, а не дополнительную функцию.

А что если угрозу недооценить?

Игнорирование проблемы может привести к тому, что роботы и автомобили станут "оружием на колёсах", доступным для киберпреступников. По словам Свинцова, даже единичные случаи атак могут подорвать доверие к технологиям и затормозить развитие рынка электротранспорта и сервисной робототехники.

Плюсы и минусы роботизации транспорта

Плюсы Минусы
Экологичность и снижение выбросов Уязвимость к кибератакам
Автоматизация и удобство для водителей Возможность использования в терактах
Развитие цифровых сервисов Зависимость от программного обеспечения
Новые рабочие места в IT-секторе Опасность для пассажиров при взломе

FAQ

Можно ли полностью защитить автомобиль или робота от взлома?
Нет, на 100% безопасность не гарантирована, но можно минимизировать риски.

Чем опасен доступ к интернету?
Он открывает путь для удалённого управления устройством.

Как пользователям защитить себя?
Следить за обновлениями, использовать официальные сервисы и избегать взломанных прошивок.

Мифы и правда

  • Миф: электромобили безопаснее обычных.
    Правда: с точки зрения экологии — да, но они уязвимы для хакеров.

  • Миф: роботы-помощники не могут причинить вред.
    Правда: при взломе они способны нанести ущерб инфраструктуре или людям.

  • Миф: угроза касается только военной техники.
    Правда: под ударом любое подключённое устройство, включая бытовые.

3 факта о киберугрозах в транспорте

• Уже сегодня проводятся тесты, где исследователи берут под контроль автомобиль дистанционно.
• По оценкам экспертов, 90% новых авто подключены к интернету.
• В Японии и США разрабатываются законы о стандартах киберзащиты для "умных машин".

Исторический контекст

  1. 2015 год — первое публичное исследование, когда хакеры удалённо остановили Jeep Cherokee.

  2. 2018 год — массовое распространение беспилотных прототипов и первые тревоги о киберугрозах.

  3. 2020-е годы — рост числа подключённых автомобилей и домашних роботов.

  4. 2025 год — российские парламентарии обсуждают угрозу терактов с использованием электромобилей.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Приложение Sora стало вирусным хитом благодаря формату и эксклюзивности сегодня в 1:17
Пока все чатятся, Sora делает шоу: визуальный ИИ от OpenAI стал вирусным хитом

Приложение Sora от OpenAI стало вирусным хитом: 56 тысяч скачиваний в первый день и топ App Store, несмотря на доступ только по приглашениям.

Читать полностью »
В приложении Gemini появится визуальная лента идей и быстрые кнопки — СМИ сегодня в 0:21
OpenAI — текст, Google — картинки: кто победит в битве ИИ-интерфейсов

Google готовит визуальное обновление для Gemini: вместо простого чат-бота появится яркая лента подсказок и идей. Чем это поможет в конкуренции с OpenAI?

Читать полностью »
Perplexity поглощает Visual Electric: сервис закроется через 90 дней вчера в 15:27
AI-холст закрылся, но краски остались: Perplexity получает команду Visual Electric

Стартап Visual Electric объявил о присоединении к Perplexity. Продукт закроется через 90 дней, а технологии компании могут стать частью новых решений.

Читать полностью »
Исследователи цифровых трендов отметили рост интереса молодёжи к стационарным телефонам вчера в 14:58
Неожиданный тренд заставил пыльные телефоны ожить: почему молодёжь отказывается от смартфонов

Зумеры неожиданно увлеклись стационарными телефонами: они ищут старые модели, украшают ими комнаты и даже подключают к iPhone через Bluetooth.

Читать полностью »
Первый спутник Spacecoin передал блокчейн-данные между Чили и Португалией вчера в 13:17
Интернет без хозяев: Spacecoin отправила первую зашифрованную транзакцию в космос

Spacecoin успешно передала зашифрованные данные через спутник и приблизилась к созданию децентрализованной сети, которая может бросить вызов Starlink.

Читать полностью »
Bloomberg: Apple переносит акцент с Vision Pro на умные очки с ИИ вчера в 12:16
Гарнитура в угол, очки — на нос: Apple срочно меняет стратегию в носимых устройствах

Apple переключает ресурсы с Vision Pro на разработку умных очков с ИИ, стремясь догнать Meta и захватить новый рынок носимой электроники.

Читать полностью »
В США хакеры атакуют Oracle E-Business Suite, угрожая утечками данных — Google вчера в 11:16
Хакеры шантажируют с высоты облака: Oracle под ударом, письма уже у директоров

Google заявила о массовой рассылке писем с угрозами от хакеров, связанных с Clop. Взломанные аккаунты и Oracle E-Business Suite оказались в центре атаки.

Читать полностью »
Канадец провёл 21 день в диалоге с ChatGPT и поверил в вчера в 10:18
Не психолог, а подстрекатель: почему ИИ опасен для уязвимых пользователей

История Аллана Брукса показала, как ChatGPT может увести пользователя в опасные иллюзии и почему OpenAI пришлось менять подход к безопасности.

Читать полностью »