Петроглиф
Петроглиф
Алина Семёнова Опубликована сегодня в 18:58

Синий цвет в каменном веке? Учёные нашли доказательства, от которых захватывает дух

В Германии и Грузии обнаружены древние свидетельства использования синего пигмента

Археологи впервые нашли убедительные свидетельства того, что люди каменного века уже экспериментировали с синим цветом, задолго до изобретения египетской синьки. Новое исследование, опубликованное в Antiquity, показывает: древние художники Европы и Кавказа могли знать о редких природных источниках синего пигмента, хотя не использовали их в наскальной живописи. Эти находки не только меняют представления об эстетике древнего искусства, но и заставляют переосмыслить когнитивные способности людей позднего палеолита.

Цвет, которого не было

Синий — особенный цвет в истории искусства. Он редко встречается в природе, требует сложной обработки и быстро теряет насыщенность. Поэтому в доисторических изображениях, где преобладают охра, уголь и жёлтые пигменты, синий полностью отсутствует. Его первое "официальное" появление в человеческой культуре обычно относят к около 5000 году до н. э., когда египтяне создали искусственный пигмент — египетскую синь.

"Мы не находим синего пигмента в пещерном искусстве, — говорит археолог Орхусского университета Иззи Вишер, — и предполагалось, что это связано с тем, что у них не было доступа к синему пигменту".

Однако новое исследование доказывает, что доступ у них был, а вот цели его использования остаются загадкой.

Случай на стоянке Мюльхайм-Дитесхайм

На открытой стоянке охотников-собирателей в Центральной Германии археологи нашли камень размером с ладонь, покрытый следами синего налёта. Первоначально находку 1970-х годов считали масляной лампой, но повторное исследование выявило на ней микрочастицы азурита - природного минерала медного состава, известного своим насыщенным синим цветом.

"Утверждение, что в данном случае кто-то экспериментировал с синим цветом, вполне убедительно", — отметил археолог Университета Западной Австралии Мартин Порр.

Анализ с помощью рентгенофлуоресценции и сканирующей электронной микроскопии подтвердил природное происхождение вещества и исключил музейное загрязнение. Азурит встречается у поверхности земли в нескольких районах Германии, что делает находку локально возможной. Вероятно, древние жители использовали камень как палитру, а пигмент — для декоративных целей.

Синий след из Кавказа

Оказалось, что эксперименты с синим могли происходить не только в Европе. В исследовании PLOS One группа учёных под руководством археолога Лауры Лонго из Университета Ка' Фоскари (Венеция) изучила 33-тысячелетние шлифовальные камни из Грузии. Под мощным микроскопом они нашли крошечные волокна растения индиго (Isatis tinctoria) - того самого, что сегодня используется для окрашивания джинсов.

"Тридцать три тысячи лет назад люди измельчали растения, не имеющие пищевой ценности, и получали синий цвет", — пояснила археолог Университета Глазго Карен Харди.

Химический анализ показал, что листья индиго действительно подвергались механической обработке — первому этапу получения красителя. Хотя пока неизвестно, применяли ли его в искусстве или для окрашивания тела, сам факт обработки говорит о понимании свойств растений и стремлении экспериментировать с цветом.

Таблица "Сравнение"

Древние источники синего пигмента

Место Возраст находки Источник синего цвета Тип артефакта Интерпретация
Мюльхайм-Дитесхайм (Германия) ~13 000 лет Минерал азурит Камень-палитра Художественное использование минерального пигмента
Шулавери (Грузия) ~33 000 лет Растение индиго Шлифовальные камни Обработка растительного сырья для получения красителя

Как определяют древние пигменты: шаг за шагом

  1. Пробоотбор. С поверхности артефактов берут микроскопические образцы.

  2. Спектральный анализ. Используют рентгенофлуоресценцию (XRF) и масс-спектрометрию для определения элементного состава.

  3. Сканирующая электронная микроскопия (SEM). Позволяет рассмотреть структуру кристаллов и частиц.

  4. Сравнение с эталонами. Результаты сопоставляют с современными образцами минералов и красителей.

  5. Интерпретация контекста. Проверяют, не мог ли пигмент попасть на предмет в более поздний период (музей, грунт, осадки).

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: считать синий налёт загрязнением.
    Последствие: пропустить уникальное свидетельство раннего эксперимента с цветом.
    Альтернатива: проводить многоступенчатую химическую верификацию и перекрестный анализ.

  • Ошибка: делать обобщения по одной находке.
    Последствие: риск переоценки культурной значимости.
    Альтернатива: собирать данные из разных регионов и эпох, чтобы выстроить статистику.

А что если…

А что если синий цвет имел особое ритуальное значение? Возможно, он ассоциировался с небом, водой или потусторонним миром. Древние могли использовать его для окрашивания тела, одежды или деревянных предметов, которые не сохранились. Пигмент мог исчезать быстро, поэтому археологические следы редки.

"Если его используют для раскрашивания тела, он может быть очень широко распространён, просто мы не находим его в археологических находках", — поясняет Иззи Вишер.

Таблица "Плюсы и минусы" интерпретации

Плюсы Минусы
Научно подтверждённое присутствие синего минерала Единичные находки, без контекста изображений
Подтверждение разнообразия культурных практик позднего палеолита Невозможно определить точное назначение пигмента
Сопоставление с другими регионами (Грузия) Отсутствие следов применения на предметах искусства
Развитие аналитических методов Сложность сохранности органических пигментов

FAQ

— Почему синий цвет так редок в древнем искусстве?
Потому что природные источники синего пигмента ограничены, а технологии его извлечения сложны.

— Могли ли древние люди видеть синий цвет?
Да. Зрение современного типа сформировалось задолго до этого; просто не было устойчивых материалов для окрашивания.

— Почему находка важна?
Она показывает, что люди позднего палеолита не только создавали утилитарные инструменты, но и осознанно экспериментировали с эстетикой и цветом.

Мифы и правда

Миф 1: Синий — "современный" цвет, не известный древним людям.
Правда: Хотя редок, он встречается — как показывают находки в Германии и Грузии.

Миф 2: Отсутствие синего в пещерах означает, что его не знали.
Правда: Возможно, он применялся в другой, недолговечной форме искусства.

Миф 3: Все палеолитические пигменты минеральные.
Правда: Использовались и растительные красители, включая индиго.

Исторический контекст

Около 30-13 тысяч лет назад художники Европы и Кавказа создавали первые абстрактные и реалистичные изображения животных. Охра, уголь и жёлтые глины формировали привычную палитру пещерных фресок. Теперь, благодаря современным методам анализа, учёные видят, что первый шаг к синему цвету был сделан именно тогда. Эти находки не просто расширяют историю искусства — они доказывают, что древние люди обладали творческим воображением, выходившим далеко за рамки утилитарного мышления.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В Трое обнаружена уникальная золотая брошь возрастом 4500 лет сегодня в 21:09
Троянская брошь раскрыла тайну: город был богат задолго до времён Гомера

В Трое археологи нашли золотую брошь и нефрит возрастом 4500 лет. Эти редкие находки не только уточнили хронологию древнего города, но и раскрыли тайны торговли и искусства бронзового века.

Читать полностью »
NC: на Марсе найдены следы вулканического происхождения льда сегодня в 20:57
На Марсе нашли лёд, который изменил представление о планете: вот как он появился

Учёные выяснили, что древние вулканы Марса создавали ледяные пласты в экваториальных районах. Российский прибор FREND помог подтвердить эту гипотезу, изменив представления о водных запасах планеты.

Читать полностью »
Шпихер: в глиняном карьере Германии обнаружены три скелета древнего ихтиозавра сегодня в 20:20
Древний хищник с клювом как у пеликана: в Баварии раскопали нового монстра юрского периода

В Германии найден новый вид древнего ихтиозавра — Eurhinosaurus mistelgauensis. Уникальные окаменелости из Мистельгау помогли раскрыть тайны морских хищников юрского периода.

Читать полностью »
Профессор Розенсвиг: деньги появились не из бартера, а из системы учёта налогов сегодня в 19:23
Древние счётные палочки vs современные банки: как работает система денег на самом деле

Деревянные и костяные tally-палки из Англии, Китая и мира майя рушат миф о бартере: деньги вырастали из учёта и налогов, а не из "дефицитного товара".

Читать полностью »
Тоффоли: на Венере обнаружены гигантские лавовые туннели, превосходящие земные аналоги сегодня в 19:18
Венера нарушает все законы природы: её лавовые туннели не должны существовать

Учёные обнаружили на Венере гигантские лавовые туннели — полости, по размерам сопоставимые с лунными. Они могут хранить тайны вулканического прошлого планеты и намекнуть на её "земное" прошлое.

Читать полностью »
Смартфонное отслеживание выявило скрытую структуру транспортных привычек горожан — Наиль Башан сегодня в 13:47
Хочешь понять город — не спрашивай, куда идут люди: просто посмотри в их смартфоны

Учёные выяснили, как на самом деле передвигаются жители Бостона, используя данные со смартфонов. Новая методика перевернула представления о транспорте и неравенстве в городе.

Читать полностью »
Поселение виноделов времён Рима найдено в районе Гергер — директор Мехмет Алкан сегодня в 12:47
Город, который опьянел и исчез: археологи раскрыли тайну винодельческого центра Коммагены

В Турции найдено римское поселение IV века с винодельческими установками. Учёные полагают, что оно могло быть частью легендарной Арсамеи на Евфрате.

Читать полностью »
Навигационные клетки млекопитающих работают как глобальный компас в природе — Нахум Улановский сегодня в 11:47
Мозг работает точнее навигатора: летучие мыши показали, как природа изобрела компас раньше человека

Учёные впервые доказали, что мозг летучих мышей работает как глобальный навигационный компас. Как они это выяснили и зачем людям знать, куда летит мышь?

Читать полностью »