инструктор
инструктор
Евгений Акопян Опубликована сегодня в 1:16

Теперь в автошколе учат так: зато в горку с первого раза и сцепления надолго хватит

Старт в гору с ручником предотвращает откат — пояснила мастер спорта Илона Накутис

Начало движения на подъеме — испытание, перед которым у многих дрожат колени. Особенно если автомобиль с механической коробкой передач, а экзаменатор рядом внимательно следит за каждым движением. Самая частая ошибка — откат назад. Это не только неприятно, но и опасно: позади может стоять другая машина. К тому же из-за неправильных действий можно спалить сцепление и получить резкий запах гари в салоне. Но при правильной подготовке старт в горку становится таким же привычным, как выезд со двора.

Основные принципы старта на механике

Чтобы уверенно тронуться на подъеме, важно понять, как работает сцепление и двигатель. Педаль сцепления соединяет и разъединяет мотор с коробкой передач. Если отпустить ее слишком резко, двигатель заглохнет. Если держать долго наполовину, диски перегреются.
Главная цель — поймать "точку схватывания": момент, когда машина начинает слегка подаваться вперед. Это и есть баланс между тягой и сцеплением.

Как тренироваться безопасно

  1. Найдите пустую площадку с небольшим уклоном, где нет машин и пешеходов.

  2. Отрабатывайте движения педалей до автоматизма: левую ногу плавно поднимать, правой — дозировать газ.

  3. Следите за оборотами — при старте в гору без газа вы не тронетесь.

  4. Никогда не держите сцепление в проскальзывающем положении — оно перегревается и теряет ресурс.

  5. Первые тренировки проводите с включенным ручником — это поможет избежать отката.

Как трогаться в горку с ручником

Этот способ самый безопасный и понятный новичкам. Ручник удерживает машину, пока водитель "ловит" сцепление. Если все сделать правильно, автомобиль не откатится ни на миллиметр.

Алгоритм действий:

  1. Поставьте машину на ручник, заведите двигатель и включите первую передачу.

  2. Поднимите обороты до 1700-2000 об/мин.

  3. Плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что машина "напряглась".

  4. В этот момент медленно отпускайте ручник, одновременно добавляя газ.

  5. Как только автомобиль тронулся, отпустите ручник полностью и доведите педаль сцепления до конца.

"Удерживаем автомобиль педалью тормоза. Взведенный ручник пока не трогаем! Медленно отпуская сцепление, подводим его до момента начала "зацепа" и приостанавливаем. Правой ногой начинаем поднимать обороты. Далее медленно отпускаем сцепление полностью и одновременно опускаем ручной тормоз. Если все действия будут синхронны, автомобиль тронется, не откатившись даже на миллиметр", — пояснила мастер спорта по ралли Илона Накутис.

После того как вы почувствуете уверенность в действиях, стоит переходить к более сложной технике — старту без ручника.

Как трогаться без ручника

Этот вариант требует ловкости. Машина удерживается рабочим тормозом, а правая нога быстро переходит на газ, когда сцепление "схватилось". Так действуют опытные водители, особенно когда ручник неисправен или дорога скользкая.

Пошаговый алгоритм:

  1. Заведите двигатель и включите первую передачу.

  2. Удерживая машину тормозом, плавно подведите сцепление к точке схватывания.

  3. Как только мотор "зажужжал" и машина чуть подалась вперед, быстро перенесите ногу с тормоза на газ.

  4. Добавьте тяги и продолжайте плавно отпускать сцепление.

"Удерживаем рабочим тормозом автомобиль на месте. На первой передаче, медленно отпуская педаль сцепления, подводим ее до момента начала "зацепа" и останавливаем ногу — все как в способе с ручником. Далее быстро переносим ногу с тормоза на газ и, плавно поднимая обороты, продолжаем плавно отпускать сцепление", — отметила Илона Накутис.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: резко отпустить сцепление.
    Последствие: машина дергается, двигатель глохнет.
    Альтернатива: отпускать педаль медленно, пока не почувствуете легкий толчок.

  • Ошибка: мало газа при старте.
    Последствие: не хватает тяги, мотор глохнет.
    Альтернатива: держать 1700-2000 оборотов, регулируя их по звуку.

  • Ошибка: долго держать сцепление в проскальзывании.
    Последствие: запах гари и быстрый износ фрикционов.
    Альтернатива: после начала движения полностью отпустить педаль.

  • Ошибка: не до конца опущен ручник.
    Последствие: машина едет с заторможенными задними колесами.
    Альтернатива: убедитесь, что рычаг полностью опущен.

А что если машина все равно глохнет

Не паникуйте. Лучше сразу нажать на тормоз и сцепление, вернуть автомобиль в исходное положение и начать заново. На подъеме действует сильный психологический фактор — страх отката. Чтобы его побороть, тренируйтесь на спокойных дорогах, пока движения не станут естественными.

Плюсы и минусы методов старта в горку

Метод Плюсы Минусы
С ручником Безопасно, минимальный риск отката Требует координации рук и ног
Без ручника Быстро и эффективно Сложно для новичков, возможен откат
На автомате (АКПП) Просто и удобно Нет навыка управления сцеплением, риск перегрева трансмиссии при долгом удержании

FAQ

Как выбрать место для тренировки?
Лучше всего — закрытая площадка с небольшим уклоном и твердым покрытием. Подъем не должен быть крутым.

Что делать, если ручник слабый?
Не используйте его как основную страховку. Отрегулируйте или замените трос, а пока тренируйтесь с рабочим тормозом.

Как понять, что сцепление изношено?
Запах гари, подергивания при старте, высокий уровень педали. Лучше обратиться в сервис — возможно, требуется замена диска или троса сцепления.

Мифы и правда

Миф: машина не откатится, если включить первую передачу.
Правда: это не поможет без правильно выставленного сцепления и газа.

Миф: старт в горку — удел профессионалов.
Правда: любой новичок может освоить технику за несколько часов практики.

Миф: чем больше газа, тем лучше.
Правда: избыток оборотов вызывает пробуксовку и ускоряет износ сцепления.

3 интересных факта

  1. В автошколах Европы учат трогаться в горку только с ручником — без этого приема экзамен не сдать.

  2. Перегрев сцепления при старте может достигать 400 °C, если водитель держит его наполовину выжатым.

  3. Современные машины с системой Auto Hold автоматически удерживают автомобиль на склоне без участия водителя.

Исторический контекст

Первые механические коробки передач появились более ста лет назад, и уже тогда водителям приходилось бороться с откатами. В 1930-х инженеры придумали стояночный тормоз, чтобы облегчить старт в гору. Позже появились гидравлические системы и ассистенты, но принципы остались те же: координация, внимание и практика.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Fit Service: спрос на шины и диски осенью увеличился почти на 70% сегодня в 2:16
Россияне массово штурмуют автосервисы: что заставило готовить машины к зиме уже в сентябре

Осень резко увеличила траты автовладельцев — на 25 млрд рублей. Почему сезон "переобувки" начался раньше и как подготовить машину к зиме без переплат — разбираемся в деталях.

Читать полностью »
Новый Zeekr 001 заряжается с 10 до 80% за семь минут сегодня в 2:01
Секрет быстрой зарядки раскрыт: как Zeekr 001 обошёл Tesla и Porsche

Электромобиль Zeekr 001 2026 года способен зарядиться до 80% всего за семь минут и развивает 912 л.с. — как ему это удаётся, и почему это меняет представление о скорости зарядки?

Читать полностью »
Автоэксперты объяснили, как по звукам определить поломку водяной помпы двигателя сегодня в 1:56
Шум под капотом — как предсмертный стон машины: что значит вой, скрежет и писк

Когда под капотом появляется свист или вой, это может быть не просто досадный звук, а сигнал, что двигатель просит о помощи. Узнайте, как не пропустить этот момент.

Читать полностью »
В США отзывают 135 тысяч Hyundai Santa Fe из-за риска возгорания двигателя — NHTSA вчера в 20:36
Завёл — и чуть не сгорел: Hyundai объяснила, почему новые Santa Fe "коротят" на ровном месте

Hyundai отзывает свыше 135 тысяч Santa Fe 2025 из-за дефекта стартера, способного вызвать возгорание. Что известно о проблеме и как действовать владельцам.

Читать полностью »
Эксперты ГАИ объяснили, почему фотохромная пленка снижает безопасность вождения вчера в 19:26
Днём — крутой, ночью — ослеплённый: как модный тюнинг превращает фары в проблему

Эффектная пленка, которая темнеет на солнце, обещает стиль и оригинальность. Но стоит ли ее наклеивать, если за это грозит штраф и потеря безопасности?

Читать полностью »
Fiat Strada остаётся самым продаваемым пикапом в Бразилии в сентябре 2025 года вчера в 18:13
Город против бездорожья: какие пикапы покорили Бразилию и почему Fiat Strada снова на троне

Бразильский рынок пикапов переживает бум: Strada и Saveiro устанавливают рекорды, Toro возвращает позиции, а Hilux теряет часть лояльных покупателей.

Читать полностью »
Автомеханики рассказали, как ухаживать за ремнями безопасности в автомобиле вчера в 17:03
Автомобиль не прощает небрежности: как ремень безопасности становится границей между жизнью и переломом

Штрафы, пятна на одежде и привычка искать заглушку вместо ремня — почему россияне до сих пор не воспринимают безопасность всерьёз и что помогает изменить это отношение.

Читать полностью »
Belgee и Geely заняли более половины белорусского рынка новых автомобилей вчера в 16:53
Китай спас белорусские дороги: локальная сборка стала новой гордостью страны

Белорусский авторынок снова растёт: Belgee и Geely удерживают лидерство, а электрокары бьют рекорды продаж. Но над отраслью сгущаются первые тучи — льготы заканчиваются.

Читать полностью »