инструктор
инструктор
Евгений Акопян Опубликована 09.10.2025 в 1:16

Теперь в автошколе учат так: зато в горку с первого раза и сцепления надолго хватит

Старт в гору с ручником предотвращает откат — пояснила мастер спорта Илона Накутис

Начало движения на подъеме — испытание, перед которым у многих дрожат колени. Особенно если автомобиль с механической коробкой передач, а экзаменатор рядом внимательно следит за каждым движением. Самая частая ошибка — откат назад. Это не только неприятно, но и опасно: позади может стоять другая машина. К тому же из-за неправильных действий можно спалить сцепление и получить резкий запах гари в салоне. Но при правильной подготовке старт в горку становится таким же привычным, как выезд со двора.

Основные принципы старта на механике

Чтобы уверенно тронуться на подъеме, важно понять, как работает сцепление и двигатель. Педаль сцепления соединяет и разъединяет мотор с коробкой передач. Если отпустить ее слишком резко, двигатель заглохнет. Если держать долго наполовину, диски перегреются.
Главная цель — поймать "точку схватывания": момент, когда машина начинает слегка подаваться вперед. Это и есть баланс между тягой и сцеплением.

Как тренироваться безопасно

  1. Найдите пустую площадку с небольшим уклоном, где нет машин и пешеходов.

  2. Отрабатывайте движения педалей до автоматизма: левую ногу плавно поднимать, правой — дозировать газ.

  3. Следите за оборотами — при старте в гору без газа вы не тронетесь.

  4. Никогда не держите сцепление в проскальзывающем положении — оно перегревается и теряет ресурс.

  5. Первые тренировки проводите с включенным ручником — это поможет избежать отката.

Как трогаться в горку с ручником

Этот способ самый безопасный и понятный новичкам. Ручник удерживает машину, пока водитель "ловит" сцепление. Если все сделать правильно, автомобиль не откатится ни на миллиметр.

Алгоритм действий:

  1. Поставьте машину на ручник, заведите двигатель и включите первую передачу.

  2. Поднимите обороты до 1700-2000 об/мин.

  3. Плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что машина "напряглась".

  4. В этот момент медленно отпускайте ручник, одновременно добавляя газ.

  5. Как только автомобиль тронулся, отпустите ручник полностью и доведите педаль сцепления до конца.

"Удерживаем автомобиль педалью тормоза. Взведенный ручник пока не трогаем! Медленно отпуская сцепление, подводим его до момента начала "зацепа" и приостанавливаем. Правой ногой начинаем поднимать обороты. Далее медленно отпускаем сцепление полностью и одновременно опускаем ручной тормоз. Если все действия будут синхронны, автомобиль тронется, не откатившись даже на миллиметр", — пояснила мастер спорта по ралли Илона Накутис.

После того как вы почувствуете уверенность в действиях, стоит переходить к более сложной технике — старту без ручника.

Как трогаться без ручника

Этот вариант требует ловкости. Машина удерживается рабочим тормозом, а правая нога быстро переходит на газ, когда сцепление "схватилось". Так действуют опытные водители, особенно когда ручник неисправен или дорога скользкая.

Пошаговый алгоритм:

  1. Заведите двигатель и включите первую передачу.

  2. Удерживая машину тормозом, плавно подведите сцепление к точке схватывания.

  3. Как только мотор "зажужжал" и машина чуть подалась вперед, быстро перенесите ногу с тормоза на газ.

  4. Добавьте тяги и продолжайте плавно отпускать сцепление.

"Удерживаем рабочим тормозом автомобиль на месте. На первой передаче, медленно отпуская педаль сцепления, подводим ее до момента начала "зацепа" и останавливаем ногу — все как в способе с ручником. Далее быстро переносим ногу с тормоза на газ и, плавно поднимая обороты, продолжаем плавно отпускать сцепление", — отметила Илона Накутис.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: резко отпустить сцепление.
    Последствие: машина дергается, двигатель глохнет.
    Альтернатива: отпускать педаль медленно, пока не почувствуете легкий толчок.

  • Ошибка: мало газа при старте.
    Последствие: не хватает тяги, мотор глохнет.
    Альтернатива: держать 1700-2000 оборотов, регулируя их по звуку.

  • Ошибка: долго держать сцепление в проскальзывании.
    Последствие: запах гари и быстрый износ фрикционов.
    Альтернатива: после начала движения полностью отпустить педаль.

  • Ошибка: не до конца опущен ручник.
    Последствие: машина едет с заторможенными задними колесами.
    Альтернатива: убедитесь, что рычаг полностью опущен.

А что если машина все равно глохнет

Не паникуйте. Лучше сразу нажать на тормоз и сцепление, вернуть автомобиль в исходное положение и начать заново. На подъеме действует сильный психологический фактор — страх отката. Чтобы его побороть, тренируйтесь на спокойных дорогах, пока движения не станут естественными.

Плюсы и минусы методов старта в горку

Метод Плюсы Минусы
С ручником Безопасно, минимальный риск отката Требует координации рук и ног
Без ручника Быстро и эффективно Сложно для новичков, возможен откат
На автомате (АКПП) Просто и удобно Нет навыка управления сцеплением, риск перегрева трансмиссии при долгом удержании

FAQ

Как выбрать место для тренировки?
Лучше всего — закрытая площадка с небольшим уклоном и твердым покрытием. Подъем не должен быть крутым.

Что делать, если ручник слабый?
Не используйте его как основную страховку. Отрегулируйте или замените трос, а пока тренируйтесь с рабочим тормозом.

Как понять, что сцепление изношено?
Запах гари, подергивания при старте, высокий уровень педали. Лучше обратиться в сервис — возможно, требуется замена диска или троса сцепления.

Мифы и правда

Миф: машина не откатится, если включить первую передачу.
Правда: это не поможет без правильно выставленного сцепления и газа.

Миф: старт в горку — удел профессионалов.
Правда: любой новичок может освоить технику за несколько часов практики.

Миф: чем больше газа, тем лучше.
Правда: избыток оборотов вызывает пробуксовку и ускоряет износ сцепления.

3 интересных факта

  1. В автошколах Европы учат трогаться в горку только с ручником — без этого приема экзамен не сдать.

  2. Перегрев сцепления при старте может достигать 400 °C, если водитель держит его наполовину выжатым.

  3. Современные машины с системой Auto Hold автоматически удерживают автомобиль на склоне без участия водителя.

Исторический контекст

Первые механические коробки передач появились более ста лет назад, и уже тогда водителям приходилось бороться с откатами. В 1930-х инженеры придумали стояночный тормоз, чтобы облегчить старт в гору. Позже появились гидравлические системы и ассистенты, но принципы остались те же: координация, внимание и практика.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »