
Текстиль как искусство: как ткань стала языком протеста и памяти
Ткань больше не фон
От золотых инсталляций Ольги де Амараль в Фонде Cartier до "плачущих" стен Капвани Киванга на Биеннале — текстиль сегодня не просто материал, а мощное высказывание. Художники и дизайнеры превращают нити в манифесты, исследуя травмы прошлого, гендерное неравенство и колониальное наследие. Почему ткань стала главным медиумом современного искусства? Разбираемся вместе с редактором INTERIOR + DESIGN Маргаритой Косолаповой.
От ремесла к искусству
Еще полвека назад текстиль считали "женским рукоделием", недостойным музейных залов. Но такие художницы, как Ольга де Амараль, Шейла Хикс и Магдалена Абаканович, изменили правила. Их масштабные работы — например, "Обелиски" де Амараль или абстрактные полотна Хикс — стерли грань между ремеслом и высоким искусством.
"Это не просто ткачество — это нечто гораздо более свободное", — говорила Абаканович.
Сегодня текстиль используют для разговора о боли и памяти. Луиза Буржуа создавала из ткани хрупкие "Клетки", а Трейси Эмин вышивала на лоскутах истории о насилии и абортах.
Голос безмолвных
Современные авторы продолжают эту традицию:
- Гюнеш Теркол (Турция) вышивает протестные лозунги против гендерного насилия.
- Капвани Киванга (Канада) заставила музейные стены "плакать" синими нитями, напоминая о колониализме.
- Тихару Сиота (Япония) плетет паутины из пряжи, символизируя страх и одиночество.
Даже мужчины все чаще выбирают текстиль — например, Сэнфорд Биггерс соединяет в лоскутных панно традиции коренных народов и граффити.
Дизайн с позицией
Бренды тоже говорят через ткань:
- cc-tapis выпускает ковры-манифесты — например, коллекция Rude Фей Тугуд посвящена телесности.
- The Rug Company сотрудничает с Вивьен Вествуд и Александром Маккуином, превращая ковры в арт-объекты.
- Nodus шьет ковры из меди... и тряпичных кукол (как провокационная работа братьев Кампана).
"Ковры часто становятся слепым пятном. Я хочу, чтобы они кричали", — объясняет Тугуд.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru