Робот-доставщик
Робот-доставщик
Алексей Ларин Опубликована 20.05.2025 в 1:49

Без прав и бензина, но с номерами и страховкой: кто такие новые участники дорожного движения

Представьте: по тротуару тихо проезжает компактный робот на колесах, объезжает прохожих, сверяет маршрут и уверенно направляется к двери с горячей пиццей. Это уже не фантастика — а ближайшее будущее городской логистики. В России началась работа над правовым признанием роботов-доставщиков, и это может стать прецедентом.

Робот не автомобиль, но участник движения

Компания "Яндекс" представила в Минэкономразвития проект экспериментального правового режима (ЭПР), который впервые официально определяет статус роверов — наземных роботов-доставщиков. Эти устройства не станут транспортными средствами в полном смысле, но смогут законно передвигаться по тротуарам, велодорожкам, обочинам и даже внутри зданий.

Максимальная скорость движения будет зависеть от условий: не более 25 км/ч в целом, 10 км/ч — по тротуарам, и всего 6 км/ч — на пешеходных переходах. Это не только обеспечит безопасность пешеходов, но и сделает поведение таких устройств предсказуемым.

Размеры роверов не должны превышать 80x110 см, а масса ограничена 120 килограммами. Это позволяет им быть достаточно компактными, чтобы не мешать прохожим, но и достаточно функциональными для доставки еды, посылок и даже мелких покупок.

Безопасность — прежде всего

Каждое устройство будет оснащено набором технических средств, необходимых для безопасности:

  • регистрационные номера и QR-коды;

  • светотехника;

  • лидары для ориентации в пространстве.

Дополнительно введено обязательное страхование с лимитом до 500 тысяч рублей на случай дорожно-транспортного происшествия. Причём ответственность за любой нанесённый вред несёт не сам робот (что логично), а оператор — например, "Яндекс".

Если произойдёт авария с тяжелыми последствиями, деятельность в рамках ЭПР может быть приостановлена. Аварийный регламент уже прописан: оператор обязан в течение двух часов отправить своего представителя на место и сообщить о происшествии в систему 112. Пока подобных инцидентов зафиксировано не было — и это хороший знак.

Где уже ездят роботы?

Роботы-доставщики "Яндекса" уже активно работают в Москве, Мурино и Иннополисе. Сейчас их парк обслуживает более 30 тысяч заказов ежемесячно. В партнёрстве участвуют около 580 ресторанов.

Планы у компании амбициозные: расширить географию присутствия на 20 новых регионов, среди которых — Санкт-Петербург, Татарстан и Приморский край. Это может изменить рынок последней мили в логистике, особенно в регионах с плотной городской застройкой и развитой доставкой.

Почему это важно

ЭПР — не просто тестовая история. Это реальный инструмент, позволяющий запускать новые технологии в обход устаревших норм законодательства. Если эксперимент покажет свою жизнеспособность, следующим шагом станет внесение изменений в ПДД и закон "О безопасности дорожного движения". Таким образом, роботы могут получить полноценный и постоянный статус на дорогах будущего.

Такой подход уже применялся в ряде стран. Например, в США компания Starship Technologies развивает аналогичный сервис с 2018 года. В Эстонии и Финляндии роверы легализованы на уровне законодательства. Россия, таким образом, движется в общемировом тренде, что может ускорить цифровую трансформацию городской среды.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »