
Этот бортик может стоить вам жизни — тревожный сигнал от тормозных дисков, который все игнорируют
Представьте: вы тормозите перед перекрёстком, и вдруг в руль отдает вибрацией. Или ни с того ни с сего педаль тормоза становится мягкой. На первый взгляд — ничего критичного. Но на самом деле это может быть сигналом, что тормозные диски пора менять. Причем иногда симптомы совсем не очевидны.
Многие автовладельцы уверены: поменять колодки — и всё, машина снова как новая. Однако тормозная система — это не только колодки. Если пустить процесс износа на самотек, можно не только ухудшить управляемость, но и создать аварийную ситуацию. Вот пять причин, когда стоит задуматься о замене тормозных дисков.
1. Вибрация при торможении
Этот симптом сложно не заметить: при нажатии на тормоз руль начинает "бить", а вибрации ощущаются вплоть до кузова. Это верный признак того, что диски деформированы.
Почему так происходит? Самая частая причина — резкий перепад температур. Например, вы активно тормозили, а потом резко въехали в глубокую лужу. Металл не прощает таких стрессов — диск ведёт, и появляется осевое биение, которое в народе называют "восьмёркой".
В некоторых случаях помогает проточка дисков — процесс, при котором с поверхности снимается минимальный слой металла. Но чаще всего проще (и безопаснее) поставить новые.
2. Критический износ
Многие ездят "до последнего" — пока тормоза буквально не перестанут работать или пока не появится жуткий металлический скрежет. А ведь всё можно предотвратить.
На каждом тормозном диске указана его минимальная допустимая толщина. Теоретически, её можно измерить штангенциркулем. Но есть ли он у большинства водителей в багажнике? Вряд ли.
Есть и простой способ: проведите пальцем по внешнему краю диска. Если явно чувствуется выраженный бортик — это тревожный знак. Лучше не затягивать с заменой.
3. Коррозия
Ржавчина на тормозных дисках — дело обычное. Особенно после дождя или мойки. В большинстве случаев она стирается после первых нескольких торможений.
Но если автомобиль стоит без движения неделями, особенно на улице, ситуация меняется. За это время коррозия может не только разъесть рабочую поверхность, но и деформировать диск. А это уже вопрос безопасности.
Интересный факт: в Европе производители начали использовать алюминиевые сплавы и углеродистые покрытия на некоторых моделях, чтобы минимизировать риск коррозии. Но пока это скорее исключение, чем правило.
4. Перегрев
Даже если диск не деформировался от перегрева, это не значит, что он в порядке. Бывает, что перегреваются колодки — и их фрикционный материал "прикипает" к поверхности диска, оставляя следы.
В результате торможение становится менее эффективным, а поверхность — неровной. Также перегретый диск можно узнать по цвету: он приобретает синеватый оттенок. Это верный признак, что металл потерял часть своих свойств.
К слову, в профессиональном автоспорте тормозные диски меняют практически после каждой гонки — так серьёзно перегрев влияет на их характеристики.
5. Механические повреждения
Владельцам автомобилей с углеродо-керамическими тормозами стоит быть особенно внимательными. Эти диски чувствительны даже к неаккуратной замене колёс. Легкий удар — и уже скол.
Поездки по гравию или грязной просёлочной дороге тоже не проходят бесследно: абразив быстро стирает рабочую поверхность. А у перфорированных чугунных дисков могут появиться трещины, особенно если они перегреваются — трещины часто идут радиально от отверстий.
Совет: при осмотре тормозной системы обращайте внимание на любые, даже мельчайшие дефекты — особенно на спортивных или тяжёлых авто.
Что нужно знать о замене тормозных дисков?
Срок службы зависит от множества факторов:
-
стиля вождения
-
частоты резких торможений
-
использования автомобиля (город/трасса/трек)
-
качества установленных дисков и колодок
У аккуратного водителя тормозные диски могут прослужить и 100 000 км. А вот на гоночном треке — это уже расходник: износ может наступить за считаные заезды.
Менять ли тормозные диски по одному?
В большинстве случаев износ происходит равномерно. Если один диск изношен больше другого, это может говорить о проблемах с суппортом или колодкой. В исключительных ситуациях — например, при обнаружении заводского брака или повреждении при установке — допустима замена только одного диска. Но обязательно при этом поставить новый комплект колодок.
Дополнительный факт
Современные системы мониторинга состояния тормозов на премиальных автомобилях могут автоматически сигнализировать не только о критическом износе, но и о перегреве или деформации дисков. Однако в массовом сегменте такие функции пока редкость.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru