Тормозные диски
Тормозные диски
Алексей Ларин Опубликована 24.06.2025 в 7:11

Этот бортик может стоить вам жизни — тревожный сигнал от тормозных дисков, который все игнорируют

Представьте: вы тормозите перед перекрёстком, и вдруг в руль отдает вибрацией. Или ни с того ни с сего педаль тормоза становится мягкой. На первый взгляд — ничего критичного. Но на самом деле это может быть сигналом, что тормозные диски пора менять. Причем иногда симптомы совсем не очевидны.

Многие автовладельцы уверены: поменять колодки — и всё, машина снова как новая. Однако тормозная система — это не только колодки. Если пустить процесс износа на самотек, можно не только ухудшить управляемость, но и создать аварийную ситуацию. Вот пять причин, когда стоит задуматься о замене тормозных дисков.

1. Вибрация при торможении

Этот симптом сложно не заметить: при нажатии на тормоз руль начинает "бить", а вибрации ощущаются вплоть до кузова. Это верный признак того, что диски деформированы.

Почему так происходит? Самая частая причина — резкий перепад температур. Например, вы активно тормозили, а потом резко въехали в глубокую лужу. Металл не прощает таких стрессов — диск ведёт, и появляется осевое биение, которое в народе называют "восьмёркой".

В некоторых случаях помогает проточка дисков — процесс, при котором с поверхности снимается минимальный слой металла. Но чаще всего проще (и безопаснее) поставить новые.

2. Критический износ

Многие ездят "до последнего" — пока тормоза буквально не перестанут работать или пока не появится жуткий металлический скрежет. А ведь всё можно предотвратить.

На каждом тормозном диске указана его минимальная допустимая толщина. Теоретически, её можно измерить штангенциркулем. Но есть ли он у большинства водителей в багажнике? Вряд ли.

Есть и простой способ: проведите пальцем по внешнему краю диска. Если явно чувствуется выраженный бортик — это тревожный знак. Лучше не затягивать с заменой.

3. Коррозия

Ржавчина на тормозных дисках — дело обычное. Особенно после дождя или мойки. В большинстве случаев она стирается после первых нескольких торможений.

Но если автомобиль стоит без движения неделями, особенно на улице, ситуация меняется. За это время коррозия может не только разъесть рабочую поверхность, но и деформировать диск. А это уже вопрос безопасности.

Интересный факт: в Европе производители начали использовать алюминиевые сплавы и углеродистые покрытия на некоторых моделях, чтобы минимизировать риск коррозии. Но пока это скорее исключение, чем правило.

4. Перегрев

Даже если диск не деформировался от перегрева, это не значит, что он в порядке. Бывает, что перегреваются колодки — и их фрикционный материал "прикипает" к поверхности диска, оставляя следы.

В результате торможение становится менее эффективным, а поверхность — неровной. Также перегретый диск можно узнать по цвету: он приобретает синеватый оттенок. Это верный признак, что металл потерял часть своих свойств.

К слову, в профессиональном автоспорте тормозные диски меняют практически после каждой гонки — так серьёзно перегрев влияет на их характеристики.

5. Механические повреждения

Владельцам автомобилей с углеродо-керамическими тормозами стоит быть особенно внимательными. Эти диски чувствительны даже к неаккуратной замене колёс. Легкий удар — и уже скол.

Поездки по гравию или грязной просёлочной дороге тоже не проходят бесследно: абразив быстро стирает рабочую поверхность. А у перфорированных чугунных дисков могут появиться трещины, особенно если они перегреваются — трещины часто идут радиально от отверстий.

Совет: при осмотре тормозной системы обращайте внимание на любые, даже мельчайшие дефекты — особенно на спортивных или тяжёлых авто.

Что нужно знать о замене тормозных дисков?

Срок службы зависит от множества факторов:

  • стиля вождения

  • частоты резких торможений

  • использования автомобиля (город/трасса/трек)

  • качества установленных дисков и колодок

У аккуратного водителя тормозные диски могут прослужить и 100 000 км. А вот на гоночном треке — это уже расходник: износ может наступить за считаные заезды.

Менять ли тормозные диски по одному?

В большинстве случаев износ происходит равномерно. Если один диск изношен больше другого, это может говорить о проблемах с суппортом или колодкой. В исключительных ситуациях — например, при обнаружении заводского брака или повреждении при установке — допустима замена только одного диска. Но обязательно при этом поставить новый комплект колодок.

Дополнительный факт

Современные системы мониторинга состояния тормозов на премиальных автомобилях могут автоматически сигнализировать не только о критическом износе, но и о перегреве или деформации дисков. Однако в массовом сегменте такие функции пока редкость.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Неверный размер шин ухудшает управляемость авто — автоэксперт сегодня в 6:35
Эта зимняя ошибка удлиняет тормозной путь в два раза: проверьте свои шины до первых заморозков

Как без ошибок выбрать зимние шины: когда менять при +5…+7 °C, что лучше — шипы или липучка, и как распознать подделку до покупки.

Читать полностью »
Толкание автомобиля без топлива на трассе может считаться нарушением ПДД — Авто Mail сегодня в 4:57
Машина заглохла на трассе — водитель сделал это и сильно пожалел: штраф прилетел сразу

Заглохли на трассе из-за пустого бака? Разбираемся, можно ли толкать машину, чем это грозит по ПДД и какие решения безопаснее.

Читать полностью »
Honda рассматривает увеличение импорта автомобилей из США — NHK сегодня в 4:36
Трамп недоволен балансом: японские автоконцерны готовят ответный ход

Honda изучает возможность увеличения импорта автомобилей из США — шаг может снизить торговый дефицит, который вызывает недовольство Вашингтона.

Читать полностью »
Россияне ввезли из Белоруссии 4 тысячи подержанных машин — сегодня в 2:15
Россияне опустошили белорусские стоянки: подержанные BMW разбирают, как горячие пирожки

Россияне массово закупили подержанные автомобили из Белоруссии перед изменением условий льготного ввоза. Однако по итогам года рынок сократился.

Читать полностью »
Инспекторы ГАИ используют наводящие вопросы для признания — автоюрист сегодня в 0:09
Водители сами признаются в нарушении из-за одной фразы инспектора — как сразу остановить разговор

Автоюрист объяснил, как спокойно отвечать на "Почему нарушаем?" при остановке ГАИ: что спросить, как фиксировать и когда обжаловать штраф.

Читать полностью »
Полосы на лобовом стекле чаще возникают из-за загрязнения, а не износа дворников — автоспециалисты вчера в 22:48
Полосы на лобовом стекле доводили до бешенства — оказалось, замена дворников была вовсе не нужна

Полосы от дворников появляются не только из-за износа. Простая диагностика и правильный уход часто помогают вернуть чистый обзор без лишних затрат.

Читать полностью »
GPS-трекеры помогают вернуть 70% угнанных машин — Favorit Motors вчера в 20:27
Угонщики теряют хватку: простые хитрости делают машину невидимой для воров

Даже самые современные камеры не спасают от угона. Разбираемся, какие механические и электронные системы реально помогут защитить автомобиль.

Читать полностью »
В биполярной АКБ электроды упакованы плотнее и лежат горизонтально — Колодочкин вчера в 18:33
Эта батарея заводит машину в такую погоду, когда другие молчат: жаль, что не знал раньше

"За рулём" рассказал, что такое биполярные аккумуляторы: модернизация классической АКБ с "сэндвич"-электродом и иной компоновкой ради устойчивой работы на морозе.

Читать полностью »