
Голос не человека: что скрывает первая в мире опера с ИИ в главной роли
Можно ли представить, что оперная певица выйдет на сцену не с оркестром или коллегой по театру, а с… искусственным интеллектом? Российская оперная певица Вера Кононова сделала то, о чём пока мало кто осмеливался даже мечтать: она первой в мире исполнила полноценный дуэт с нейросетью. Состоялось это событие на сцене Дома звукозаписи в Москве, и оно уже вошло в историю.
В центре выступления — фрагмент из знаменитого мюзикла "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэббера. Тот самый момент, где человеческий голос переплетается с драматичной партией Фантома, на этот раз приобрёл технологическую окраску. Партию таинственного героя исполнил не актёр, а искусственный интеллект, обученный китайским композитором Дуань Юйцянь.
Как обучить нейросеть петь
Создание вокальной партии для ИИ — задача куда более трудоёмкая, чем может показаться. Дуань Юйцянь отметила, что на обучение нейросети ушло немало времени. Речь шла не просто о генерации звуков, а о воссоздании настоящей вокальной линии, максимально приближённой к человеческому голосу.
Результат — впечатляющий. Фантом в исполнении ИИ не только попадает в ноты, но и обладает характерным тембром, передающим эмоции. Кононова признаётся:
"В начале было очень непросто. Не так-то легко совпасть с машиной, даже если она поёт".
Певица-экспериментатор
Инициатором необычного выступления стала сама Вера Кононова. Её не пугают технологии — напротив, она уверена, что за ними будущее музыки:
"Музыка нейросетей — это музыка будущего. Если бы мы с помощью нейросетей смогли делать партитуры для оркестра, то было бы реализовано много фантазии и придумано большое количество мелодий".
Её отношение к инновациям вдохновляет. Кононова не просто экспериментирует, она предлагает новый взгляд на то, каким может быть вокал XXI века — не замещая человеческое творчество, а расширяя его возможности.
Что это значит для мира музыки?
Проект Кононовой может стать поворотным моментом для всего музыкального сообщества. Возможность сотрудничества человека и ИИ в вокальном искусстве открывает двери к новым формам исполнения:
-
можно воссоздавать голоса ушедших артистов;
-
создавать уникальные ансамбли из людей и цифровых голосов;
-
экспериментировать с тембрами и интонацией без ограничения физических возможностей исполнителя.
Это не угроза певцам, а вызов традициям. А ещё - шанс найти свежие формы взаимодействия искусства и технологий.
Призрак с цифровым лицом
Исполнение Кононовой и ИИ вызвало широкий интерес не только у музыкальных критиков, но и у тех, кто следит за развитием искусственного интеллекта. Это стало новым этапом в синтезе человеческой креативности и машинного интеллекта, и, по всей видимости, не последним.
Можно спорить о том, может ли машина петь "по-настоящему", но игнорировать факт: нейросети уже поют, и делают это с каждым днём всё увереннее.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru