Иван Соловьев Опубликована 25.07.2011 в 10:59

Бензин "Евро-2" спасет страну от кризиса

Правительство России намерено продлить выпуск топлива стандарта "Евро-2" как минимум до середины 2012 года. Сроки отказа от "второго класса" переносились уже несколько раз. Это говорит о технологической отсталости отечественных НПЗ, но другого выхода для преодоления бензинового кризиса пока нет, признают эксперты.

Правительство намерено продлить разрешение на выпуск топлива стандарта "Евро-2" с "5 сентября текущего года как минимум до середины 2012 года", заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин.

Продление сроков касается 12 компаний, подписавших накануне соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом об условиях модернизации НПЗ, - это "ЛУКойл", "Газпром нефть", ТНК-BP, "Роснефть", "Башнефть", "Татнефть", "Сургунефтегаз", "Русснефть", "Альянс", "Славнефть", "Газпром" и НЗНП.

Соглашение чиновников с бизнесменами предусматривает, что нефтяники до 2015 года модернизируют свои НПЗ для производства более качественного бензина и других видов топлива. Основная проблема, которую должны решить подписанные соглашения, - это модернизация нефтяной отрасли и создание необходимых мощностей для обеспечения достаточного объема предложения топлива, подчеркнул Субботин.

Так, в начале июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина по проблемам нефтяной отрасли Ростехнадзор назвал проводимую нефтяниками модернизацию поверхностной: фактически компании меняют лишь отдельные узлы и детали.

Для каждой из компаний установлены разные сроки запрета на выпуск топлива "Евро-2", подчеркнул Субботин, добавив, что ведомства планируют "жестко контролировать" поведение компаний. По словам замглавы ФАС, менеджмент компаний уже утвердил соглашение, теперь ожидается соответствующее постановление правительства.

Самим нефтяникам о принципиальном решении сообщили также в пятницу на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, рассказали сотрудники двух компаний.

Об экологических стандартах моторного топлива, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах, в Европе задумались еще в 90-е годы: стандарт "Евро-1" был введен в 1992 году, а уже к 1995 году заменен стандартом "Евро-2". С 2009 года в Европе действует стандарт "Евро-5".

Россия последовала примеру Евросоюза с огромным опозданием. Положение о введении техрегламента было утверждено постановлением правительства лишь в 2005 году. По нему с апреля 2006 года устанавливался стандарт "Евро-2". И изначально планировалось уже с января 2009 года перейти на более экологичный "Евро-3", в 2010 году - на "Евро-4", а к 2013 году - на "Евро-5". Но этим были недовольны нефтяники. Они почти сразу после принятия регламента начали говорить о том, что модернизировать свои НПЗ так быстро не успеют. В итоге в конце 2008 года правительство пошло на уступки: переход на "Евро-3" был сдвинут на два года, "Евро-4" - на один.

В 2011 году подошел новый срок. С января запрещена продажа бензинов Аи-95 класса ниже "Евро-3", с сентября то же запланировано по Аи-92.

Но даже ограничения на не очень популярный в России 95-й бензин привели к топливному дефициту в стране (более половины потребления всех моторных топлив приходится на Аи-92).

В конце апреля ряд регионов столкнулся с нехваткой бензина: спрос значительно превысил предложение, что привело к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники под угрозой штрафных санкций ФАС не решились повышать стоимость в рознице, несмотря на рост мировых нефтяных котировок, но увеличили экспорт нефтепродуктов. Одновременно некоторые нефтеперерабатывающие заводы встали на плановый ремонт.

Для решения проблемы государство повысило экспортные пошлины на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть и продлило срок действия Евро-2.

Нефтяники главной причиной нехватки бензина называли именно техрегламент: даже к передвинутому сроку модернизировать НПЗ под производство топлива нового стандарта успели не все. В итоге часть бензина с российского рынка ушла.

После того как дефицит обнаружился, чиновники стали обсуждать перенос введения новых стандартов. При этом акцизы на топливо разных экологических классов будут дифференцированы, обещал министр энергетики Сергей Шматко. Таким образом государство поддержит тех, кто в срок провел модернизацию.

В пятницу Субботин сообщил, что решение принято и сроки подвинуты, но акцизы будут на разные стандарты одинаковыми. Это подтвердил и сотрудник одной нефтяной компании. Впрочем, с акцизами пока все решено не окончательно, добавил Субботин.

Представитель "Башнефти", которая модернизировала свои мощности в срок и настаивала на дифференциации ставок, комментировать это не стал.

Когда прекратятся продажи в России "Евро-2", Субботин сказать не смог. Не раньше чем в середине 2012 года, но все "индивидуально" для каждой компании в соответствии с ее планом модернизации, сказал чиновник.

Возврат к "Евро-2" - это шаг назад. Уже в третий раз переносятся сроки, тогда как в Европе везде "Евро-5". Это характеризует нашу нефтеперерабатывающую отрасль как технологически отсталую, но, к сожалению, сейчас нет другого выхода", - говорит исполнительный директор центра "Кортес" Павел Строков. "На год-полтора будет достаточно: проблема сегодняшнего дефицита заключается в том, что нефтяные компании просто не могут выпускать в нужном объеме топливо третьего класса и выше", - говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По словам эксперта отрасли, пожелавшего остаться неназванным, речь идет о таких госкомпаниях, как, например, "Роснефть" и "Газпром нефть": "У "Роснефти" около 50% производства - топливо стандарта "Евро-2". Эксперт добавляет, что частные компании уже перешли на третий, четвертый и пятый классы. Так, в Москве бензин стандарта "Евро-4" уже продается, в частности, на заправочных станциях "ЛУКойла", ТНК и BP.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Минздрав Крыма: женщины всё чаще рожают первого ребёнка после 30 лет вчера в 23:03
Крым меняет представления о материнстве: всё больше женщин решаются рожать после тридцати

Всё больше женщин решаются стать мамами после тридцати. Почему возраст первых родов растёт, какие риски несёт поздняя беременность и как к ней подготовиться.

Читать полностью »
В Крыму открыли горные тропы для туристов — список маршрутов и уровни сложности вчера в 21:58
Крым переворачивает привычки туристов: самые яркие виды — не у моря, а над облаками

Осенью Крым раскрывает свою вторую жизнь — тропы, ведущие к облакам. Где искать лучшие маршруты, чем славится Штангеевская тропа и зачем идти на Берег каменных крокодилов?

Читать полностью »
Хабаровские учителя обсуждают проблему недоверия родителей и отсутствие поддержки педагогов вчера в 21:19
Учитель больше не авторитет: как конфликт родителей и педагогов превращается в системную проблему

В хабаровских школах растёт напряжение между педагогами и родителями. Почему исчезло взаимное уважение и сможет ли новая комиссия вернуть его в классы?

Читать полностью »
Двойное убийство в Якутске расследует следственный комитет — к делу причастны несовершеннолетние вчера в 19:19
Подростки и тьма внутри: что стало причиной шокирующего двойного убийства в Якутске

Якутск потрясла трагедия, в которой главными фигурантами стали подростки. Почему подобные истории происходят и что может предотвратить их в будущем?

Читать полностью »
Амурская область приняла просветительский проект вчера в 17:19
Новая точка притяжения: как Амурская область превращает обучение иностранцев в пример культурного единства

Форум "Поговорим о важном" в Амурской области помог сотням иностранных студентов и работников из разных стран узнать Россию ближе — через язык, культуру и общение.

Читать полностью »
Осень окончательно установилась в Приморье — температура опустится до минус шести градусов вчера в 15:19
Лето не успело уйти, а уже снег: синоптики рассказали, когда в Приморье похолодает до минус шести

Осень окончательно пришла в Приморье: прогнозы синоптиков подтвердились, температура резко упала, а арктический воздух сменил тёплые потоки с юга.

Читать полностью »
Во Владивостоке задержан мужчина за поджог автомобиля после дорожного конфликта — МВД РФ вчера в 13:18
Месть по-русски, бензин, спички и обида: почему поджоги машин происходят всё чаще

История поджога во Владивостоке показала, как легко обычный конфликт может обернуться уголовным делом. Узнайте, как избежать подобных ситуаций.

Читать полностью »
Крымские биологи сообщили о начале грибного сезона: первые опята и рядовки появились в горах 09.10.2025 в 23:41
Красивые шляпки маскируют опасность — как отличить подарок осени от обмана

После долгого зноя Крым оживает — на яйлах и в лесах появляются первые грибы. Когда ждать белых и как избежать ошибок на тихой охоте?

Читать полностью »