
Дефицит бензина хотят победить национализацией
Для предотвращения бензиновых кризисов, подобных случившемуся в конце апреля в Алтайском крае, Минэкономразвития и Минэнерго предлагают передать какой-нибудь НПЗ мощностью не менее шесть миллионов тонн нефти в год структуре, не имеющей собственной добычи. В начале года Минэкономразвития направило в Минэнерго предложение о создании такого НПЗ, рассказывал чиновник министерства. Минэнерго идею поддерживает, следует из ответного письма от 23 мая замминистра энергетики Сергея Кудряшова.
Рынок нефтепереработки в России олигопольный, географические рынки контролируются одним или двумя игроками, из-за чего маржа в отрасли в последние годы высока, а стимулов к модернизации НПЗ нет, констатирует Кудряшов в письме. Он предлагает поручить совету директоров государственного "Роснефтегаза" купить в европейской части страны НПЗ для переработки на нем нефти от независимых структур. Поставки каждой из них не должны превышать 10%, рассчитывает Кудряшов, а стоимость переработки не должна превышать 10-15% от себестоимости. Это создаст условия для понижения оптовых цен на нефтепродукты, в том числе за счет снижения маржи в нефтепереработке, заключает замминистра.
Появление независимого НПЗ в интересах всех сторон, считает директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. На рынке появится независимый индикатор цен, станет меньше проблем с дефицитом топлива, что снизит давление того же ФАС на нефтяные холдинги, объясняет он. С другой стороны, небольшие производители нефти получат дополнительные возможности сбыта своей продукции, продолжает Пироженко, а сейчас им приходится продавать ее с дисконтом. В ФАС поддерживают идею двух министерств, дезинтеграция нефтяной отрасли - правильный путь, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич.
Сейчас предстоит обсуждать идею с нефтяными компаниями и искать, кто из них готов продать завод, говорит Пироженко: административные меры - например, предписание ФАС - применять не планируется. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков вчера смог добавить только, что этот проект еще будет прорабатываться в аппарате правительства, пишет газета "Ведомости".
Напомним, "Роснефтегаз" владеет контрольным пакетом акций "Роснефти", и выделение из нее любого НПЗ в обмен на некрупный пакет акций внутри группы было бы самым дешевым вариантом, если правительство считает независимость НПЗ решением проблемы. Основным источником прибыли "Роснефтегаза" являются дивиденды "Роснефти" - очевидно, любой купленный им НПЗ так или иначе попадет в орбиту дочерней компании. Формальным признакам, изложенным в письме Минэнерго, удовлетворяют несколько заводов, в том числе ОАО ТАИФ-НК, ОАО "Уфимский НПЗ", ЗАО "Рязанская НПК". Однако наиболее вероятным претендентом на продажу "Роснефтегазу" является ОАО "Орскнефтеоргсинтез", принадлежащее "Русснефти".
В самой "Русснефти" эту информацию опровергают: "никаких предложений о продаже завода компании не поступало". Тем не менее, по словам источников на рынке, это единственный НПЗ, выставленный на продажу. При этом Орский НПЗ не совсем удовлетворяет требованиям Минэнерго - его мощность менее шести миллионов тонн в год, да и переход на выпуск топлива класса "Евро-3" потребует дорогостоящей модернизации.
По оценке аналитика "ИФД-Капитала" Виталия Крюкова, исходя из внебиржевых торгов бумаг "Орскнефтеоргсинтеза" в РТС, завод сейчас оценивается более чем в $100 млн, но цена сделки может составить примерно $300-400 млн (из расчета около $70-80 за тонну перерабатывающей мощности). "Но это в любом случае меньше, чем если бы НПЗ строился с нуля - в таком случае речь идет о $300-400 за тонну",- отмечает собеседник "Ъ". По его словам, для "Русснефти", которая уже продала принадлежащие ей АЗС и концентрируется на инвестициях в добычу, это также логичная сделка: нет необходимости вкладывать в модернизацию, которая явно потребуется из-за повышения налоговых ставок на низкокачественную переработку нефти (она сейчас и осуществляется на НПЗ). Директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков также полагает, что покупка Орского НПЗ для передачи его независимым участникам рынка "не исключена", так как АФК "Система" покупала "Русснефть" в основном ради ее добычи и сбыта. Устаревший Орский НПЗ ей не нужен - свою нефть она сможет переработать на уфимских заводах.
"Если говорить о биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, то, конечно, нужен независимый завод",- заявила "Ъ" глава Ассоциации малых нефтяных компаний "АССО Нефть" Елена Корзун. По ее словам, в ассоциации этот проект разрабатывается с 2008 года, когда стоял вопрос о строительстве нового НПЗ для независимых производителей нефти: "Мы выбирали площадку, чтобы решить логистическую проблему: малые компании очень разбросаны. Как альтернатива рассматривался также вопрос о квоте для малых компаний на действующих заводах, но дефицитных заводов у нас нет - почти все НПЗ ВИНК загружены собственной нефтью", пишет "Коммерсантъ".
В конце апреля в некоторых регионах РФ появился дефицит бензина. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний клиентов либо заправляли по карточкам, либо отпускали им не более 20 литров. Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России. Цены на бензин в Туве на некоторых АЗС для автовладельцев взлетели до 50 рублей в связи с острейшим дефицитом топлива в регионе. С 18 мая бензин в регионе начали реализовывать по талонам.
Спрос, значительно превышающий предложение, привел к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники, под страхом штрафных санкций ФАС не решавшиеся повышать розничные цены при условии роста нефтяных котировок на мировых биржах, увеличили экспорт нефтепродуктов. Эксперты считают, что это и стало причиной кризиса на этом рынке.
В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину, который запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. С 1 мая правительство России решило повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть, пытаясь сдержать отток топлива с российского рынка. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не исключила, что такая пошлина на топливо сохранится и в июне. Ситуация по-прежнему остается сложной: дефицит бензина докатился до Дальнего Востока, напоминает Бизнес-ФМ.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru