Аполлон Маридзе Опубликована 25.03.2018 в 10:38

Керченский мост: от проектов англичан до воплощения Россией

Керченский мост: от проектов англичан до воплощения Россией. 7664.jpeg

Уже в мае по мосту через Керченский пролив поедут первые автомобили, а в конце следующего года — запустят и железнодорожное сообщение. Сколько бы ни скрипели зубами противники строительства, сколько бы ни говорили о том, что "стройки никакой нет", а потом — "он рухнет в первую зиму", а мост вот он — уже стоит.

Строить же этот пост пытались неоднократно. Первыми, кто заинтересовался этим проектом, были британцы. В конце ХІХ века они всерьез рассматривали план прямого железнодорожного сообщения между своей столицей Лондоном и Дели, главным городом жемчужины британской короны, как называли тогда Индию.

Однако пока англичане собирались с силами и решали вопрос финансирования проекта — а строительство стоило больших денег, на глазах стала меняться политическая ситуация. Русские вплотную подошли к индийско-афганским владения Британии, забрав себе Туркистан и остановившись в Кушке.

Это едва не привело в 1884 году к англо-русской войне. Его вероятность была настолько реальной, что кабинет министров британского премьера Уильяма Гладстоуна даже выделил на нее 11 млн фунтов стерлингов. Правда, кризис удалось переломить — тут уж постарались дипломаты.

Деньги же, выделенные "на войну", пригодились в другом проекте англичан: они построили железную дорогу от Индии к оазису Мерв, что неподалеку от Кушки. В этом месте были найдены руины древнего города, а это привлекло массу тогдашних туристов. Через несколько лет туда же пошли и русские поезда.

Вместо строительства моста англичане решили провести дорогу через Кавказские горы. Для этого и нужен был мост, который соединил бы Таманский и Керченский полуострова. В 1901 году проект был готов, инженеры даже провели телеграф по дну Черного моря, но стройку века пришлось отложить — мост через Ла-Манш оказался слишком дорогим для Британской короны, а без него невозможно было соединить Англию с материковой Европой.

Строительство моста Крым-Тамань в Петербурге не вызвало особого энтузиазма. В 1903 году план моста через Керченский пролив на стол Николаю ІІ положили уже русские инженеры. Император с бумагами ознакомился, он его заинтересовал, но в это время в мире уже начинались невероятные политические процессы и строительство моста в них никак не вписывалось.

К идее строительства моста вновь возращаются уже во времена стремительной индустриализации в СССР. Сталин собирался не только построить мост на полуостров. Он замыслил грандиозную реконструкцию железных дорог на юге России: в планах было строительство железной дороги от Херсона в Крым, затем в Тамань и вдоль берега Черного моря в Поти.

Создали проект в рекордные для такой работы сроки. В Стране Советов этот проект обязательно бы осуществили, если бы только быласталь нужной марки и технологии для изготовления конструкций.

Все вышеперечисленное надо было заказывать в Германии. Конечно, в тот момент отношения с Берлином были вполне приемлимые. Однако заказанные СССР конструкции нужны были самой Герамнии: фюрер, не дожидаясь падения Советского Союза, собирался проложить трансконтинентальную железную дорогу из Мюнхена в Индию через Крым и Кавказ.

Керченский мост: от проектов англичан до воплощения Россией. 7665.jpeg

Оккупировав полуостров, немцы оперативно доставили сюда те самые конструкции, которые в свое время заказал Сталин. В марте 1943 года немецкие инженеры приступили к работам по сооружению моста. Была построена ветка от железнодорожной станции Крымская до косы Чушка, затем приступили к возведению подходов у поселка Жуковка.

"Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста через Керченский пролив. Здесь мы построили подвесную дорогу, которая была пущена 14 июня (1943 года) и доставляла каждый день тысячу тонн груза. Этого хватало для потребностей обороны 17-й армии. Однако Гитлер не отказался от своего плана прорыва в Персию через Кавказ. Работы велись непрерывно, и относительно них, начиная с зимы 1943 года, одно за другим поступали указания. Последняя директива: мост через Керченский пролив должен быть закончен до 1 августа 1944 года…", — писал в своих мемуарах министр вооружений 3-го рейха Альберт Шпеер.

Планам немцев не было суждено осуществиться. Красная армия перешла в наступление и в августе 1944 года Крым был уже нашим, воины-железнодорожники вовсю забивали сваи в дно пролива. Решение о строительстве моста принимал лично Сталин, еще 25 января 1944 года (до освобождения Крыма три с половиной месяца) подписав Постановление ГКО N5027.

Все материалы и металлоконструкции, завезенные подчиненными Альберта Шпеера, гитлеровцы при отступлении бросили — красноармейцы нашли громадные двутавровые балки Пейне и сваи из швеллеров и шпунта. В будущем мост планировали укрепить, заменив некоторые конструкции.

На строительство опор разводных пролетов ушло три месяца, для этого на баржах были возведены два бетонных завода, было забито и забетонировано 177 свай длиной по 24 метра и массой до четырех тонн, было использовано больше 12 000 кубических метров бетона, 55 тонн арматуры, 3 600 квадратных метров опалубки.

Всего же на возведение моста первой очереди понадобилась пять месяцев: первый поезд прошел из Крыма на Таманский полуостров 3 ноября 1944 года. Открытие моста приурочили к 27-й годовщине Великого Октября. Конструктор Дмитрий Терюхов рассказывал в воспоминаниях, что руководители стройки по традиции стояли под мостом, когда его испытывали. Комиссия, принимавшая мост, указала, что коллектив "преодолел все трудности и вышел на рекорд", строя по 30 метров моста в сутки.

Керченский мост: от проектов англичан до воплощения Россией. 7666.jpeg

К 1 января 1945 года должна была завершиться замена временных деревянных свай на металлические. Планировалось к этому же сроку установить 123 ледореза. Но успели — только пять. Помешали буйные и затяжные в эту зиму шторма.

Кроме того, к зиме 1944 года остановка изменилась: фронт катился дальше, на запад, Керченский пролив остался в тылу, снабжение ухудшилось, начались зимние штормы, эстакада моста оледеневала, ветер сбивал людей с ног, работы затруднились.

Из-за сильных морозов в Азовском море образовался аномально толстый слой льда. А когда в феврале наступило резкое потепление, ледяные глыбы двинулись в Черное море через Керченский пролив. И всей огромной массой навалились на опоры моста.

Главный инженер строительства Иван Цюрупа, трезво оценив ситуацию, запросил четыре ледокола и эскадрилью бомбардировщиков, чтобы разбить ледовые поля. Но получил лишь батарею из нескольких орудий, а ледоколов в составе Черноморского флота никогда не было. Несколько бомбометаний с самолетов оказались тщетными — бессмысленно бомбить море, равное по площади Австрии.

Спасти опоры пытались, взрывая лед динамитными шашками. Увы, не хватало ни людей, ни взрывчатки. Но железнодорожники держались до последнего.

20 февраля 1945 года под напором льда половина опор моста рухнула, увлекая за собой пролеты. За неделю до этого по нему успел пройти особо охраняемый литерный поезд, на котором с Ялтинской конференции вернулась в Москву советская делегация. Керченский мост продержался четыре месяца.

За это время по нему прошло более двух тысяч эшелонов с топливом и боеприпасами для фронта. Если вам кто-нибудь скажет, что Керченский мост был сталинской авантюрой, вспомните эту цифру: "2 тысячи эшелонов". Они, эти эшелоны, сделали Победу ближе.

А Сталин, которому доложили о гибели моста, говорят, даже не стал никого наказывать. Острая необходимость в соединении Крыма с Кавказом к этому моменту отпала: Красная армия уже форсировала Одер, от которого до Берлина советские танки могли дойти за световой день.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Этикет запрещает использовать эмодзи в официальных сообщениях — эксперт Грохотова вчера в 16:16
Переписка, которая выглядит дружелюбной, но вредит карьере: где нельзя ставить эмодзи

Эксперт объясняет, когда смайлики становятся уместными в деловой переписке и почему их использование требует осторожности на ранних этапах общения.

Читать полностью »
Обработка дорог Подмосковья охватила 12,7 тыс. км – Марат Сибатулин вчера в 14:56
Подмосковье взяло лёд в кольцо: тысячи километров дорог за ночь превратили в безопасный коридор для водителей

Почти 13 тысяч километров подмосковных дорог обработаны за ночь, а службы продолжают работу, чтобы обеспечить безопасное движение в переменную погоду.

Читать полностью »
Синоптики спрогнозировали до минус 7 градусов в Москве 13 декабря – ТАСС вчера в 14:56
Теплая Москва исчезнет за пару часов: столицу ждёт ледяной разворот погоды

В Москву и область резко придут морозы: уже к вечеру пятницы температура опустится ниже нуля, а к выходным регион окажется в устойчивом зимнем режиме.

Читать полностью »
Сокращение рабочего дня сталкивается с критикой из-за нагрузки на бизнес — Бессараб вчера в 14:33
График, который может сломать систему: сокращение рабочего дня оказалось дороже, чем кажется

Обсуждение шестичасового рабочего дня вызывает споры: эксперты уверены, что такие изменения возможны лишь при стабильной экономике и после завершения СВО.

Читать полностью »
Финансовые тайны нарушают доверие между партнёрами — психолог Коновалова вчера в 14:03
Скрытый кредит превращается в лед между партнёрами: вот как рушится доверие

Скрытые долги нарушают эмоциональный баланс семьи, и психолог объясняет, почему откровенный разговор становится единственным способом сохранить доверие.

Читать полностью »
Негативные переживания создают незакрытые гештальты — психолог Пузырев вчера в 13:44
Незакрытые эмоции становятся ловушкой: как незримые гештальты держат человека годами

Психолог объясняет, как формируются гештальты и почему незавершённые эмоции продолжают влиять на человека, даже если события остались в прошлом.

Читать полностью »
Свердловская область переводит разрешения на перевозки в электронный вид — Людмила Бабушкина вчера в 11:44
Регион готовит самый масштабный переход в транспорте: вся система оплаты уходит в электронную тень

Свердловская область с 2026 года перейдёт на цифровую систему учёта и оплаты проезда, отказавшись от бумажных документов. Закон уже принят депутатами.

Читать полностью »
Госдума обсуждает запрет продажи спиртного беременным — Буцкая вчера в 10:08
За ребенка ответит алгоритм: почему данные из женской консультации могут попасть в алкогольный реестр

В Госдуме обсуждают запрет продажи алкоголя беременным — с привязкой к медучету и возможным реестром. Как это может работать на практике?

Читать полностью »