
Автомобилисты остолбенеют с 1 сентября — автосервисы смогут делать то, что раньше запрещалось
Можно ли оформить договор с автосервисом онлайн? Нужно ли теперь платить вдвойне за потерянную запчасть? И обязаны ли мастера предупреждать о бракованных деталях? Эти и другие вопросы волнуют многих водителей — и недаром. С 1 сентября в стране начнут действовать обновлённые правила технического обслуживания и ремонта автомобилей. Новый документ рассчитан на шесть лет и уже вызвал оживлённое обсуждение как среди автолюбителей, так и среди специалистов отрасли.
Что поменяется в работе автосервисов
Самое заметное новшество — возможность заключать договор с мастерской не выходя из дома: теперь это можно будет сделать через сайт или мобильное приложение. Кроме того, в тексте впервые чётко указано, к каким видам транспорта относятся новые правила: это автомобили, мотоциклы, мотороллеры, а также прицепы и полуприцепы — вместе с их составными частями.
Важное изменение коснулось и оформления договора. Теперь из него исключена необходимость указывать стоимость автомобиля — достаточно согласования между сторонами. Также переработан пункт, касающийся возмещения ущерба. В старой версии действовало жёсткое требование: если машину или её детали повредили или утратили, автосервис был обязан либо бесплатно передать аналогичное имущество клиенту, либо возместить ущерб в двойном размере. В новой редакции такие нормы отсутствуют.
Что осталось без изменений
При этом основополагающие принципы ответственности исполнителя по-прежнему сохраняются. Если действия (или бездействие) сервиса повлекли вред здоровью, жизни или имуществу потребителя, он подлежит полному возмещению. Причём это касается как прямого ущерба, так и сопутствующих убытков, которые могут быть взысканы сверх предусмотренной законом или договором неустойки. Эти положения, как и прежде, основаны на законе "О защите прав потребителей".
Автосервисы по-прежнему обязаны предоставлять клиентам информацию о:
-
перечне услуг,
-
применяемых технических нормах,
-
стоимости запасных частей,
-
сроках гарантии,
-
специалисте, который будет выполнять работы.
Кроме того, потребителю должны быть доступны данные о порядке получения льгот, перечне льготных категорий, а также контакты территориального управления Роспотребнадзора.
Новая структура, меньше формальностей
Сократилось и количество формальных требований: из правил исключён пункт об обязательном наличии "Книги отзывов и предложений". Это уже не первый шаг к цифровизации клиентского взаимодействия, поскольку большинство жалоб и предложений давно перешло в онлайн.
Интересный факт: новая версия правил почти в два раза короче предыдущей, что, по мнению юристов, делает документ более удобным для практического применения. При этом, по словам Александра Холодова, вице-председателя движения "Комитет по защите прав автовладельцев", сами условия оказания услуг почти не изменились.
"Особо ничего не поменялось", — заявил Холодов.
Как теперь решаются спорные ситуации
Если клиент и сервис не сошлись во мнениях, мастерская обязана либо по собственной инициативе, либо по требованию клиента отправить автомобиль на экспертизу. Расходы на неё покрывает сервис. Однако если нарушение не выявлено, оплачивать процедуру придётся инициатору. При обоюдном согласии на проведение экспертизы стороны делят расходы поровну.
Также исполнителю предписано предупреждать клиента о непригодных для ремонта или эксплуатации деталях, предоставленных им самим. Если клиент отказывается менять такие запчасти, автосервис имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения понесённых убытков.
Кроме того, если клиент при приёмке не указал на явные дефекты автомобиля, он теряет право предъявлять претензии по ним в дальнейшем. Это правило остаётся неизменным и, по сути, обязывает владельца авто внимательно проверять машину при получении из сервиса.
Когда обновляли правила в последний раз
Предыдущие изменения в правилах техобслуживания и ремонта автомобилей были внесены в 2017 году. С тех пор документ дополнялся, но столь масштабной редакции не было. Новая версия, по сути, закрепляет уже устоявшиеся нормы и практики, убирая устаревшие положения и адаптируя документ к цифровой эпохе.
Интересно, что подобная тенденция к упрощению формальностей и расширению онлайн-возможностей наблюдается не только в сфере автосервиса. В последние годы Госдума и профильные ведомства последовательно сокращают бюрократическую нагрузку в различных отраслях, делая акцент на цифровизацию и понятные механизмы взаимодействия с потребителями.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru