Пробка
Пробка
Алексей Ларин Опубликована 03.06.2025 в 9:32

Когда меньше — не значит лучше: почему автопарк в России скоро начнёт стремительно сокращаться

На первый взгляд, новость кажется почти обнадёживающей: автомобилей на дорогах станет меньше. Меньше пробок, чище воздух, спокойнее движение. Но прежде чем радоваться, стоит разобраться, к чему это действительно приведёт. Спойлер: ничего хорошего миллионам россиян это не сулит.

"Пик нулевых" — начало конца

Сегодня в регистрационной базе России числится около 46 миллионов легковых автомобилей. Это внушительная цифра, но есть важная деталь: почти 70% из них — старше десяти лет. Более того, средний возраст машины приближается к 15 годам. И это тревожный звоночек.

Автомобили не вечны. После 15 лет эксплуатации резко возрастает риск серьёзных поломок, растут расходы на ремонт, снижается безопасность. У нас нет официального "возрастного потолка" для машин, но статистика показывает: к двадцати годам большая часть авто покидает дороги — навсегда.

Что это значит на практике? Сегодня исполняется 20 лет тем автомобилям, которые были проданы в эпоху рекордных продаж — середине 2000-х. В 2006 году было куплено более двух миллионов машин. В 2007-м — почти 2,6 млн. А в 2008-м рынок и вовсе достиг исторического максимума: 2,9 млн новых автомобилей. Сейчас вся эта армия "детей автопрома" массово подходит к финишу жизненного цикла.

Естественный спад или пробоина в системе?

Если опираться на простую модель естественного выбытия, уже в 2026 году с дорог исчезнут около двух миллионов автомобилей выпуска 2006 года. В 2027-м — ещё 2,6 млн от 2007 года. А в 2028-м наступит пик утилизации "выпуска-2008" — почти 3 миллиона машин. За три года — минус почти 8 миллионов авто.

И что взамен? В 2024 году было продано 1,57 миллиона новых машин. Но восстановление после обвала 2022 года оказалось недолгим: в 2025-м ожидается всего 1,2-1,3 миллиона продаж. Простая арифметика: новые продажи не компенсируют выбывающие автомобили. Дефицит уже в следующем году может составить до 700 тысяч единиц. А к 2027 году эта яма увеличится до 1,7 миллиона.

На что рассчитывать водителям?

Выбор у россиян невелик — особенно у тех, кто живёт в регионах. Есть два пути:

  1. Покупка нового автомобиля. Средняя цена давно перевалила за три миллиона рублей. Доходы растут куда медленнее.

  2. Продление жизни старой машины. Ремонт, замена агрегатов, покраска, антикор. Этим путём идут всё больше людей. Вырос спрос на "глубокую" реставрацию авто, особенно двигателей и кузовов. Но есть предел: после 25 лет многие автомобили становятся слишком затратными в обслуживании.

Спрос на услуги автосервисов вырастет, но ненадолго: к 2030 году основная масса "выживаемых" машин попросту физически не сможет продолжать движение, даже после капитальных вложений. На этом фоне СТО, магазины автозапчастей, страховые компании и даже заправки начнут терять клиентов.

Последствия для всей отрасли

Сжатие автопарка — это не только проблема автомобилистов. Оно ударит по целым секторам экономики. Падение спроса на бензин, масла, детали, снижение оборота СТО и дилеров, обострение конкуренции на рынке услуг. Примерно так выглядела структура рынка в начале 2000-х, когда в стране было около 25 миллионов автомобилей. К этому уровню мы можем вернуться уже к 2028-2030 годам.

Особенно остро это скажется на малых и средних городах, где личный автомобиль часто — не роскошь, а жизненная необходимость. Транспортная доступность там и так оставляет желать лучшего, а старение автопарка может привести к фактической изоляции тысяч населённых пунктов.

Интересный факт

По данным Минпромторга, средний возраст автомобиля в странах ЕС — около 12 лет, а в Японии — менее 10. Россия с её почти 15 годами уверенно входит в число мировых лидеров по "старению" автопарка. При этом, согласно исследованию Avito Auto, только 7% владельцев готовы рассматривать покупку нового автомобиля в ближайшие два года — из-за цен, ставок по кредитам и общей экономической нестабильности.

Что дальше?

Если не появятся масштабные программы господдержки, субсидии на покупку или продление "жизни" машин, автопарк будет уменьшаться. Это неизбежно. Оптимистичный прогноз — минус 10% к 2027 году. Пессимистичный — откат почти на два десятилетия.

А меньше машин — это уже не плюс. Это новая реальность, в которой вся экосистема, построенная на личной мобильности, окажется под угрозой.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Пикапы заняли половину американского авторынка в 2025 году — Favorit Motors сегодня в 14:23
Пикапы захватили Америку: кроссоверы и электрокары отбиваются как могут

Американский рынок автомобилей в 2025 году удивил: пикапы удерживают лидерство, гибриды и электрокары набирают обороты. Кто вошёл в ТОП-10?

Читать полностью »
Платные проверки авто не видят неоформленные ДТП — эксперты сегодня в 12:44
Нашёл авто без ДТП в истории — оказалось, его уже восстановили после серьёзной аварии

Почему отчёты на сайтах объявлений не гарантируют "чистую" машину: ДТП без оформления, задержки в базах и скрытые поломки. Как проверять правильно.

Читать полностью »
Налоговая нагрузка на топливо в России достигла 60% — Павел Завальный сегодня в 12:19
Когда рубль крепнет, кошелёк пустеет: как топливо стало роскошью

Налоговая нагрузка на российскую нефтяную отрасль почти вдвое выше, чем в США. Почему снижение цен на бензин остаётся сложной задачей?

Читать полностью »
Экологические нормы изменили конструкцию автомобилей и снизили объём бензиновых двигателей — автоспециалисты сегодня в 10:39
Почему современные моторы мощнее, но служат меньше: правда шокирует

От массивных моторных гигантов прошлого до компактных турбированных двигателей сегодня: история, технологии и советы по выбору двигателя.

Читать полностью »
Пешеход потребовал компенсацию через 4 месяца после ДТП — юрист Мацала сегодня в 8:25
ДТП без свидетелей, но с угрозами: как закон встаёт на сторону пешехода даже без доказательств

Даже незначительное ДТП с пешеходом может привести к неожиданным последствиям спустя месяцы. Разбираемся, что говорит закон и как действовать водителю.

Читать полностью »
Штраф за парковку на автобусной остановке выписывают автоматически — автоюрист сегодня в 6:28
Стоял на остановке 5 минут — вернулся к эвакуатору: как камеры следят за каждым вашим движением

Когда на остановке можно остановиться без наказания: только посадка/высадка и сразу уехать. Почему аварийка не спасает и чем грозит стоянка.

Читать полностью »
Неправильный прогрев автомобиля в мороз повышает расход топлива и риск поломок — автоспециалисты сегодня в 4:02
Сильные морозы бьют по мотору: многие водители совершают критическую ошибку в первые 5 минут

Зимний прогрев автомобиля может скрывать опасные ошибки, сокращающие ресурс двигателя и аккумулятора. Разбираем, как правильно запускать и беречь машину в морозы.

Читать полностью »
Двигатель GM LY5 признан самым долговечным в серии Vortec — Auto.ru сегодня в 2:56
Полмиллиона километров без жалоб: старые моторы США поставили точку в споре поколений

Старые атмосферные моторы США продолжают доказывать, что надежность и простота — вневременные ценности. Пять легендарных агрегатов — в нашем обзоре.

Читать полностью »