Пробка
Пробка
Алексей Ларин Опубликована 03.06.2025 в 9:32

Когда меньше — не значит лучше: почему автопарк в России скоро начнёт стремительно сокращаться

На первый взгляд, новость кажется почти обнадёживающей: автомобилей на дорогах станет меньше. Меньше пробок, чище воздух, спокойнее движение. Но прежде чем радоваться, стоит разобраться, к чему это действительно приведёт. Спойлер: ничего хорошего миллионам россиян это не сулит.

"Пик нулевых" — начало конца

Сегодня в регистрационной базе России числится около 46 миллионов легковых автомобилей. Это внушительная цифра, но есть важная деталь: почти 70% из них — старше десяти лет. Более того, средний возраст машины приближается к 15 годам. И это тревожный звоночек.

Автомобили не вечны. После 15 лет эксплуатации резко возрастает риск серьёзных поломок, растут расходы на ремонт, снижается безопасность. У нас нет официального "возрастного потолка" для машин, но статистика показывает: к двадцати годам большая часть авто покидает дороги — навсегда.

Что это значит на практике? Сегодня исполняется 20 лет тем автомобилям, которые были проданы в эпоху рекордных продаж — середине 2000-х. В 2006 году было куплено более двух миллионов машин. В 2007-м — почти 2,6 млн. А в 2008-м рынок и вовсе достиг исторического максимума: 2,9 млн новых автомобилей. Сейчас вся эта армия "детей автопрома" массово подходит к финишу жизненного цикла.

Естественный спад или пробоина в системе?

Если опираться на простую модель естественного выбытия, уже в 2026 году с дорог исчезнут около двух миллионов автомобилей выпуска 2006 года. В 2027-м — ещё 2,6 млн от 2007 года. А в 2028-м наступит пик утилизации "выпуска-2008" — почти 3 миллиона машин. За три года — минус почти 8 миллионов авто.

И что взамен? В 2024 году было продано 1,57 миллиона новых машин. Но восстановление после обвала 2022 года оказалось недолгим: в 2025-м ожидается всего 1,2-1,3 миллиона продаж. Простая арифметика: новые продажи не компенсируют выбывающие автомобили. Дефицит уже в следующем году может составить до 700 тысяч единиц. А к 2027 году эта яма увеличится до 1,7 миллиона.

На что рассчитывать водителям?

Выбор у россиян невелик — особенно у тех, кто живёт в регионах. Есть два пути:

  1. Покупка нового автомобиля. Средняя цена давно перевалила за три миллиона рублей. Доходы растут куда медленнее.

  2. Продление жизни старой машины. Ремонт, замена агрегатов, покраска, антикор. Этим путём идут всё больше людей. Вырос спрос на "глубокую" реставрацию авто, особенно двигателей и кузовов. Но есть предел: после 25 лет многие автомобили становятся слишком затратными в обслуживании.

Спрос на услуги автосервисов вырастет, но ненадолго: к 2030 году основная масса "выживаемых" машин попросту физически не сможет продолжать движение, даже после капитальных вложений. На этом фоне СТО, магазины автозапчастей, страховые компании и даже заправки начнут терять клиентов.

Последствия для всей отрасли

Сжатие автопарка — это не только проблема автомобилистов. Оно ударит по целым секторам экономики. Падение спроса на бензин, масла, детали, снижение оборота СТО и дилеров, обострение конкуренции на рынке услуг. Примерно так выглядела структура рынка в начале 2000-х, когда в стране было около 25 миллионов автомобилей. К этому уровню мы можем вернуться уже к 2028-2030 годам.

Особенно остро это скажется на малых и средних городах, где личный автомобиль часто — не роскошь, а жизненная необходимость. Транспортная доступность там и так оставляет желать лучшего, а старение автопарка может привести к фактической изоляции тысяч населённых пунктов.

Интересный факт

По данным Минпромторга, средний возраст автомобиля в странах ЕС — около 12 лет, а в Японии — менее 10. Россия с её почти 15 годами уверенно входит в число мировых лидеров по "старению" автопарка. При этом, согласно исследованию Avito Auto, только 7% владельцев готовы рассматривать покупку нового автомобиля в ближайшие два года — из-за цен, ставок по кредитам и общей экономической нестабильности.

Что дальше?

Если не появятся масштабные программы господдержки, субсидии на покупку или продление "жизни" машин, автопарк будет уменьшаться. Это неизбежно. Оптимистичный прогноз — минус 10% к 2027 году. Пессимистичный — откат почти на два десятилетия.

А меньше машин — это уже не плюс. Это новая реальность, в которой вся экосистема, построенная на личной мобильности, окажется под угрозой.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »
Опытный дальнобойщик рассказал, что агрессия и усталость чаще всего приводят к ДТП сегодня в 1:48
Трасса не прощает вспышек: как эмоции за рулём становятся главным врагом водителя

Опытный дальнобойщик делится простыми, но эффективными советами, которые помогают водителям избегать аварий даже на самых сложных трассах.

Читать полностью »