Пробка
Пробка
Алексей Ларин Опубликована 03.06.2025 в 9:32

Когда меньше — не значит лучше: почему автопарк в России скоро начнёт стремительно сокращаться

На первый взгляд, новость кажется почти обнадёживающей: автомобилей на дорогах станет меньше. Меньше пробок, чище воздух, спокойнее движение. Но прежде чем радоваться, стоит разобраться, к чему это действительно приведёт. Спойлер: ничего хорошего миллионам россиян это не сулит.

"Пик нулевых" — начало конца

Сегодня в регистрационной базе России числится около 46 миллионов легковых автомобилей. Это внушительная цифра, но есть важная деталь: почти 70% из них — старше десяти лет. Более того, средний возраст машины приближается к 15 годам. И это тревожный звоночек.

Автомобили не вечны. После 15 лет эксплуатации резко возрастает риск серьёзных поломок, растут расходы на ремонт, снижается безопасность. У нас нет официального "возрастного потолка" для машин, но статистика показывает: к двадцати годам большая часть авто покидает дороги — навсегда.

Что это значит на практике? Сегодня исполняется 20 лет тем автомобилям, которые были проданы в эпоху рекордных продаж — середине 2000-х. В 2006 году было куплено более двух миллионов машин. В 2007-м — почти 2,6 млн. А в 2008-м рынок и вовсе достиг исторического максимума: 2,9 млн новых автомобилей. Сейчас вся эта армия "детей автопрома" массово подходит к финишу жизненного цикла.

Естественный спад или пробоина в системе?

Если опираться на простую модель естественного выбытия, уже в 2026 году с дорог исчезнут около двух миллионов автомобилей выпуска 2006 года. В 2027-м — ещё 2,6 млн от 2007 года. А в 2028-м наступит пик утилизации "выпуска-2008" — почти 3 миллиона машин. За три года — минус почти 8 миллионов авто.

И что взамен? В 2024 году было продано 1,57 миллиона новых машин. Но восстановление после обвала 2022 года оказалось недолгим: в 2025-м ожидается всего 1,2-1,3 миллиона продаж. Простая арифметика: новые продажи не компенсируют выбывающие автомобили. Дефицит уже в следующем году может составить до 700 тысяч единиц. А к 2027 году эта яма увеличится до 1,7 миллиона.

На что рассчитывать водителям?

Выбор у россиян невелик — особенно у тех, кто живёт в регионах. Есть два пути:

  1. Покупка нового автомобиля. Средняя цена давно перевалила за три миллиона рублей. Доходы растут куда медленнее.

  2. Продление жизни старой машины. Ремонт, замена агрегатов, покраска, антикор. Этим путём идут всё больше людей. Вырос спрос на "глубокую" реставрацию авто, особенно двигателей и кузовов. Но есть предел: после 25 лет многие автомобили становятся слишком затратными в обслуживании.

Спрос на услуги автосервисов вырастет, но ненадолго: к 2030 году основная масса "выживаемых" машин попросту физически не сможет продолжать движение, даже после капитальных вложений. На этом фоне СТО, магазины автозапчастей, страховые компании и даже заправки начнут терять клиентов.

Последствия для всей отрасли

Сжатие автопарка — это не только проблема автомобилистов. Оно ударит по целым секторам экономики. Падение спроса на бензин, масла, детали, снижение оборота СТО и дилеров, обострение конкуренции на рынке услуг. Примерно так выглядела структура рынка в начале 2000-х, когда в стране было около 25 миллионов автомобилей. К этому уровню мы можем вернуться уже к 2028-2030 годам.

Особенно остро это скажется на малых и средних городах, где личный автомобиль часто — не роскошь, а жизненная необходимость. Транспортная доступность там и так оставляет желать лучшего, а старение автопарка может привести к фактической изоляции тысяч населённых пунктов.

Интересный факт

По данным Минпромторга, средний возраст автомобиля в странах ЕС — около 12 лет, а в Японии — менее 10. Россия с её почти 15 годами уверенно входит в число мировых лидеров по "старению" автопарка. При этом, согласно исследованию Avito Auto, только 7% владельцев готовы рассматривать покупку нового автомобиля в ближайшие два года — из-за цен, ставок по кредитам и общей экономической нестабильности.

Что дальше?

Если не появятся масштабные программы господдержки, субсидии на покупку или продление "жизни" машин, автопарк будет уменьшаться. Это неизбежно. Оптимистичный прогноз — минус 10% к 2027 году. Пессимистичный — откат почти на два десятилетия.

А меньше машин — это уже не плюс. Это новая реальность, в которой вся экосистема, построенная на личной мобильности, окажется под угрозой.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

В России выставили на продажу Lada 2108 с доработанным двигателем за 115 млн рублей сегодня в 0:25

Lada за 115 миллионов: автомобиль, который просит обмен на Aurus

В России на продажу выставлена Lada 2108 с ценником в 115 миллионов рублей. Владелец уверен в стоимости и готов меняться — но только на Aurus Senat.

Читать полностью »
Почему ремень ГРМ может перескочить при запуске двигателя с толкача — объяснение автомехаников вчера в 23:53

Когда буксировка безопасна, а когда лучше даже не пробовать: главное о ремне ГРМ

Страшно запускать двигатель с толкача? Эксперт объясняет, когда ремень ГРМ действительно может перескочить и как избежать проблем.

Читать полностью »
Ручной режим АКПП: когда и как его правильно использовать — рекомендации автоэкспертов вчера в 22:45

Невидимая страховка: как ручной режим АКПП может заменить тормоза

Зачем в АКПП сохранили ручной режим? Оказывается, он может спасти в экстренной ситуации, улучшить разгон и даже продлить жизнь двигателю. Разбираемся с экспертом.

Читать полностью »
Как проверить автозапчасти на подлинность: советы по сверке номеров и использованию сертификатов вчера в 12:21

Запчасти по дешёвке — это всегда подозрительно: как избежать подделки

Как распознать поддельные запчасти для автомобиля и избежать ненадежных покупок? Эксперт рассказал, что важно проверять при покупке автокомплектующих, чтобы не стать жертвой обмана.

Читать полностью »
Как избежать повреждений кузова автомобиля из-за насекомых и загрязнений — советы эксперта вчера в 11:17

Природные угрозы вашему автомобилю: как пыльца и насекомые могут повредить кузов

Как насекомые, пыльца и птичьи фекалии могут повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля? Эксперт рассказал, как правильно ухаживать за машиной и избегать повреждений от природы.

Читать полностью »
Как сохранить автомобиль в идеальном состоянии на даче — рекомендации по уходу и профилактике вчера в 11:12

Не пропустите важные моменты ухода за авто на даче: как сохранить машину в отличной форме

Как поддерживать автомобиль в хорошем состоянии на даче? Эксперт рассказал о простых и полезных работах, которые можно выполнить самостоятельно для предотвращения проблем с авто.

Читать полностью »
Автокресло для детей: важность безопасности и правовые последствия перевозки без кресла вчера в 10:41

Почему взрослый ремень не спасёт: когда ошибочное решение может стоить жизни

Правильное использование детских автокресел — это залог безопасности детей на дорогах. Несмотря на распространенные заблуждения, что взрослый ремень или удержание на руках могут заменить автокресло, это крайне опасно. Эксперты подтверждают, что автокресло значительно снижает риск смертельных травм. Узнайте, почему важно соблюдать закон и не экономить на безопасности ребенка, даже если это требует дополнительных затрат.

Читать полностью »
Дилеры назвали причины популярности белых автомобилей среди водителей вчера в 9:15

На витринах их не найти, но они везде на дорогах — в чём секрет белых авто

Почему автолюбителям советуют выбирать машины только в белом цвете? Дело не во вкусе — за этим решением скрываются конкретные выгоды, о которых знают не все

Читать полностью »