Механическая коробка передач
Механическая коробка передач
Евгений Акопян Опубликована 10.07.2025 в 2:15

Одна ошибка при переключении — и коробка начнёт гудеть: сигнал, который многие игнорируют

Мало кто задумывается, но именно коробка передач превращает крутящий момент двигателя в управляемое движение автомобиля. Этот сложный узел напрямую влияет на то, как быстро вы разгоняетесь, насколько плавно идет машина и сколько топлива она сжигает. Разбираемся, какие бывают коробки передач, как они работают и чем отличаются друг от друга.

Что делает коробка передач?

Коробка передач (или трансмиссия) — это компонент, без которого автомобиль не поедет. Ее задача — передать мощность от двигателя на колеса и "разложить" этот крутящий момент на разные скорости, подстраивая поведение машины под условия движения.

Каждая передача — это определённое передаточное число. То есть двигатель может работать в оптимальном диапазоне оборотов, а автомобиль — ехать на нужной скорости. Как правило, передач от 5 до 10, а переключение между ними зависит от типа самой коробки.

Механическая коробка: всё под контролем

Это старейший, но до сих пор любимый тип трансмиссии у водителей, особенно в странах, где важна простота и дешевизна обслуживания.

Устройство:

  • Педаль сцепления.
  • Рычаг переключения передач.
  • Комплекс валов, шестерен и синхронизаторов.
  • Водитель сам выбирает нужную передачу. Для этого нужно "разорвать" связь между двигателем и трансмиссией (через сцепление), выбрать нужную пару шестерён и синхронизировать вращение валов.

Плюсы:

  • Простота конструкции.
  • Надежность.
  • Возможность влиять на динамику движения.

Минусы:

  • Постоянная работа с педалью сцепления утомляет.
  • Меньшее число передач по сравнению с современными АКПП.

Автоматическая коробка: плавность и комфорт

Гидромеханический "автомат" давно перестал быть роскошью. Сегодня он стал стандартом для большинства новых автомобилей.

Водитель выбирает режим (D, P, N, R), а остальное за него делает электроника. Основной механизм — гидротрансформатор и планетарная передача.

Как это работает:

  • Гидротрансформатор превращает механическую энергию в гидравлическую.
  • Планетарные шестерни передают момент на колеса, меняя передаточные числа за счет
  • блокировок разных элементов.

Плюсы:

  • Комфортная езда без рывков.
  • До 10 передач в современных версиях.

Минусы:

  • Чувствительность к качеству масла.
  • Высокая стоимость ремонта.

Вариатор (CVT): бесконечно плавное движение

На деле, вариатор — это не совсем коробка передач, ведь передач у него просто нет. Зато есть два конических шкива и ремень или цепь, между которыми постоянно изменяется расстояние, создавая плавные переходы между скоростями.

Плюсы:

  • Идеально плавный разгон.
  • Экономичность в городских условиях.

Минусы:

  • Не любит пробуксовки и тяжелую нагрузку.
  • Может быть капризен в обслуживании.

"Робот": между автоматом и механикой

РКПП — это по сути механика с автоматизированным управлением сцеплением и переключением. Всё делает электроника и сервоприводы.

Плюсы:

  • Стоимость ниже, чем у "автоматов".
  • Низкий расход топлива.

Минусы:

  • Замедленное переключение.
  • Провалы тяги при разгоне.

Преселективная коробка: двойное сцепление — двойная скорость

Преселектив — это "робот" нового поколения, где работают два сцепления: одно для четных передач, другое — для нечетных. Пока одна передача работает, следующая уже готова к включению. В итоге переключение почти мгновенное.

Плюсы:

  • Очень быстрое переключение.
  • Отличная экономия топлива.

Минусы:

  • Ранние версии были ненадежны.
  • Не всегда комфортна в пробках — могут быть рывки.

Секвентальная коробка: технологии из автоспорта

Этот тип КПП встречается в основном на трековых авто. Передачи включаются строго по порядку — пропустить нельзя. Схема управления — рычаг вперед/назад или подрулевые лепестки. Всё быстро, точно и без сцепления — за работу отвечают сервоприводы.

Плюсы:

  • Максимальная скорость переключения.
  • Никакой потери мощности.

Минусы:

  • Износ выше, чем у обычных КПП.
  • Очень дорогой ремонт.

Что может пойти не так?

Какая бы коробка ни стояла на вашем авто, с течением времени она может начать "барахлить". Вот на что стоит обратить внимание:

  • Вибрации: возможно, износились опоры коробки.
  • Посторонние звуки (хруст, скрежет): повод ехать в сервис.
  • Выбивание передач: критическая проблема, не откладывайте визит к мастеру.
  • Стружка в масле: сигнал износа шестерен — нужна диагностика.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Спешка со стартером вредит электронике автомобиля-донора — автоэксперт сегодня в 0:11
Раньше делал неправильно, а теперь только так: простой секрет безопасного прикуривания без риска

Какие ошибки при прикуривании чужой машины опасны для проводки и генератора: порядок клемм, пауза перед запуском и выбор донора.

Читать полностью »
Давление в шинах зимой может варьироваться от 2,5 до 1,5 атм в зависимости от температуры — автоэксперты вчера в 22:59
Зимние шины: когда давление точно нужно подкачать, а когда можно не волноваться

Нужно ли подкачивать шины зимой? Как правильно контролировать давление в зимний период и не поддаться мифам — читайте в статье.

Читать полностью »
Капли воды на зеркалах снижают точность оценки расстояния водителем — Linternaute вчера в 20:25
Дождь превращает зеркала в коварную ловушку: водители не замечают главного

В дождливую погоду видимость ухудшается быстрее, чем кажется на первый взгляд. Этот скрытый инструмент автомобиля помогает вернуть обзор и сделать поездку безопаснее, но многие им не пользуются.

Читать полностью »
Шипы теряют эффективность после выпадения 60% элементов — автоэксперт вчера в 18:56
Перестал покупать шипы после того, как узнал этот трюк — теперь экономлю тысячи

Шипы или липучка: что выбрать по условиям эксплуатации, региону и маршрутам. Когда шипы оправданы, а когда лучше липучка и почему износ важен.

Читать полностью »
Износ руля и педалей помогает определить пробег — Le Journal вчера в 14:25
Один взгляд на руль — и всё ясно: обман с пробегом стал искусством

Как распознать подделку пробега при покупке подержанного автомобиля зимой: ключевые признаки, документы, советы и инструменты для проверки.

Читать полностью »
Реагенты и грязь быстро разрушают кузов зимой — автоэксперт вчера в 12:41
Перестал мыть машину зимой — увидел это весной: как избежать дорогого кузовного ремонта

Как сохранить кузов "как новый" зимой: регулярная мойка от реагентов, контроль ЛКП, полировка, синтетическая керамика и антикор для порогов и днища.

Читать полностью »
Шины M+S в России приравнены к зимним, но фактически являются демисезонным вариантом — РБК Autonews вчера в 10:06
Водители ставят шины M+S и не понимают, что происходит на дороге — и вот почему

Маркировка M+S на шинах часто вызывает вопросы у водителей, ведь она не всегда означает полноценную зимнюю резину. Разбираемся, что скрывает этот знак, когда можно ездить на таких покрышках и для каких условий они подходят лучше всего.

Читать полностью »
Тарифы на парковку в Петербурге выросли в 3,6 раза — Комитет по транспорту вчера в 8:25
Петербург превращается в платный лабиринт: парковка теперь роскошь, а не удобство

В Санкт-Петербурге расширена зона платных парковок и изменились тарифы. Разбираемся, где можно припарковаться, как оплатить без комиссии и избежать штрафов.

Читать полностью »