Механическая коробка передач
Механическая коробка передач
Евгений Акопян Опубликована 10.07.2025 в 2:15

Одна ошибка при переключении — и коробка начнёт гудеть: сигнал, который многие игнорируют

Мало кто задумывается, но именно коробка передач превращает крутящий момент двигателя в управляемое движение автомобиля. Этот сложный узел напрямую влияет на то, как быстро вы разгоняетесь, насколько плавно идет машина и сколько топлива она сжигает. Разбираемся, какие бывают коробки передач, как они работают и чем отличаются друг от друга.

Что делает коробка передач?

Коробка передач (или трансмиссия) — это компонент, без которого автомобиль не поедет. Ее задача — передать мощность от двигателя на колеса и "разложить" этот крутящий момент на разные скорости, подстраивая поведение машины под условия движения.

Каждая передача — это определённое передаточное число. То есть двигатель может работать в оптимальном диапазоне оборотов, а автомобиль — ехать на нужной скорости. Как правило, передач от 5 до 10, а переключение между ними зависит от типа самой коробки.

Механическая коробка: всё под контролем

Это старейший, но до сих пор любимый тип трансмиссии у водителей, особенно в странах, где важна простота и дешевизна обслуживания.

Устройство:

  • Педаль сцепления.
  • Рычаг переключения передач.
  • Комплекс валов, шестерен и синхронизаторов.
  • Водитель сам выбирает нужную передачу. Для этого нужно "разорвать" связь между двигателем и трансмиссией (через сцепление), выбрать нужную пару шестерён и синхронизировать вращение валов.

Плюсы:

  • Простота конструкции.
  • Надежность.
  • Возможность влиять на динамику движения.

Минусы:

  • Постоянная работа с педалью сцепления утомляет.
  • Меньшее число передач по сравнению с современными АКПП.

Автоматическая коробка: плавность и комфорт

Гидромеханический "автомат" давно перестал быть роскошью. Сегодня он стал стандартом для большинства новых автомобилей.

Водитель выбирает режим (D, P, N, R), а остальное за него делает электроника. Основной механизм — гидротрансформатор и планетарная передача.

Как это работает:

  • Гидротрансформатор превращает механическую энергию в гидравлическую.
  • Планетарные шестерни передают момент на колеса, меняя передаточные числа за счет
  • блокировок разных элементов.

Плюсы:

  • Комфортная езда без рывков.
  • До 10 передач в современных версиях.

Минусы:

  • Чувствительность к качеству масла.
  • Высокая стоимость ремонта.

Вариатор (CVT): бесконечно плавное движение

На деле, вариатор — это не совсем коробка передач, ведь передач у него просто нет. Зато есть два конических шкива и ремень или цепь, между которыми постоянно изменяется расстояние, создавая плавные переходы между скоростями.

Плюсы:

  • Идеально плавный разгон.
  • Экономичность в городских условиях.

Минусы:

  • Не любит пробуксовки и тяжелую нагрузку.
  • Может быть капризен в обслуживании.

"Робот": между автоматом и механикой

РКПП — это по сути механика с автоматизированным управлением сцеплением и переключением. Всё делает электроника и сервоприводы.

Плюсы:

  • Стоимость ниже, чем у "автоматов".
  • Низкий расход топлива.

Минусы:

  • Замедленное переключение.
  • Провалы тяги при разгоне.

Преселективная коробка: двойное сцепление — двойная скорость

Преселектив — это "робот" нового поколения, где работают два сцепления: одно для четных передач, другое — для нечетных. Пока одна передача работает, следующая уже готова к включению. В итоге переключение почти мгновенное.

Плюсы:

  • Очень быстрое переключение.
  • Отличная экономия топлива.

Минусы:

  • Ранние версии были ненадежны.
  • Не всегда комфортна в пробках — могут быть рывки.

Секвентальная коробка: технологии из автоспорта

Этот тип КПП встречается в основном на трековых авто. Передачи включаются строго по порядку — пропустить нельзя. Схема управления — рычаг вперед/назад или подрулевые лепестки. Всё быстро, точно и без сцепления — за работу отвечают сервоприводы.

Плюсы:

  • Максимальная скорость переключения.
  • Никакой потери мощности.

Минусы:

  • Износ выше, чем у обычных КПП.
  • Очень дорогой ремонт.

Что может пойти не так?

Какая бы коробка ни стояла на вашем авто, с течением времени она может начать "барахлить". Вот на что стоит обратить внимание:

  • Вибрации: возможно, износились опоры коробки.
  • Посторонние звуки (хруст, скрежет): повод ехать в сервис.
  • Выбивание передач: критическая проблема, не откладывайте визит к мастеру.
  • Стружка в масле: сигнал износа шестерен — нужна диагностика.

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

сегодня в 5:26
Льготы не спасают: россияне всё реже решаются брать машину в кредит

Осенью рынок автокредитов просел, но банки зафиксировали рост одобрений и увеличение среднего чека — автопокупатели стали осторожнее, но не отказались от займов.

Читать полностью »
ГИБДД проведёт в Москве рейд сегодня в 5:07
Самокатеры и велосипедисты под ударом: в столице началась охота на нарушителей

В Москве пройдут масштабные проверки велосипедистов и пользователей электросамокатов. Почему инспекторы уделят особое внимание детям и что ждёт нарушителей?

Читать полностью »
Механики предупреждают: агрессивная езда повышает расход топлива до 40% сегодня в 4:15
Топливо уходит, а чек не горит: где искать утечку, которой нет

Почему даже исправный автомобиль начинает "есть" больше топлива и как вернуть ему экономичность — реальные причины, цифры и советы.

Читать полностью »
FOX 2: в Миссури женщина угнала машину, потому что устала идти пешком сегодня в 4:03
Когда усталость становится оправданием: зачем американка пошла на угон ради отдыха

Жительница Миссури устала идти пешком и решила сесть в чужой Hyundai прямо на заправке. Простая усталость обернулась уголовным делом и громким обсуждением по всей стране.

Читать полностью »
Стоимость эксплуатации Lada Vesta в такси в Москве составила 3,98 млн рублей за три года — данные НАПИ сегодня в 3:58
Такси на лезвии бритвы: сколько на самом деле стоит каждый километр пути для Lada Vesta

Сколько на самом деле стоит "прокрутить" Lada Vesta в такси три года при 360 000 км? Разбираем топливо, лизинг, шины и страховки, считаем себестоимость километра и годовой бюджет.

Читать полностью »
Минфин РФ: новая пошлина за маркировку товаров заработает с 1 января 2026 года сегодня в 3:15
Поддержка электроники или удар по автопрому: чем обернётся новая пошлина

С 2026 года в России вводят пошлину за внесение данных в систему "Честный знак". Эксперты предупреждают: автотовары могут подорожать, но насколько — пока неизвестно.

Читать полностью »
Автоюрист Воропаев: ущерб за повреждение автомобиля при работах ЖКХ должен возмещать заказчик сегодня в 2:53
Разгром от коммунальщиков: почему за ваш разбитый бампер должен платить дворник

Юрист рассказал, как действовать, если коммунальщики повредили автомобиль во дворе. Простая последовательность шагов поможет вернуть деньги за ремонт даже без свидетелей.

Читать полностью »
сегодня в 2:28
Solaris удвоил продажи и напугал конкурентов: что происходит на рынке авто

Продажи Solaris в России выросли почти вдвое, а завод в Санкт-Петербурге готовит новые модели. Узнаем, за счёт чего бренд стремительно завоевывает рынок.

Читать полностью »