
Автомобили едут, но не из Японии: Toyota поменяла страну происхождения — и это не шутка
До недавнего времени большинство россиян, услышав про автомобили Toyota, уверенно представляли себе Японию. Однако сегодня география происхождения этих машин кардинально сменилась. Китай стал новым главным поставщиком автомобилей японского бренда в Россию — и это не просто рыночный нюанс, а примета новой эпохи в автомобильной отрасли.
Китайская альтернатива: как всё началось
До 2022 года китайская сборка автомобилей Toyota даже не фигурировала в российской статистике. Вся продукция поступала из традиционных источников — чаще всего напрямую из Японии, реже из Турции, Таиланда или Европы. Но в последние два года рынок испытал мощный сдвиг.
Первые китайские "Тойоты" заехали в Россию в самом конце 2022 года. По данным регистраций, таких машин было всего девять. Казалось бы, мелочь — но это было начало. Уже в 2023 году машины китайской сборки составили 36% от общего числа новых Toyota, проданных в стране. Это 8,4 тысячи автомобилей из 23,4 тысяч. А дальше — больше.
Лидерство Китая: цифры говорят сами за себя
В 2024 году доля китайских Toyota выросла до 61%. Из 20,8 тысяч проданных автомобилей этой марки 12,7 тысячи были произведены в КНР. А в 2025 году Китай окончательно закрепил своё лидерство. За первые четыре месяца года в России реализовано 4923 автомобиля Toyota, и из них 3654 — китайской сборки. Это уже 74%.
Такой рост — не случайность. Как отмечает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков:
"До 2022 года в Россию не поставлялись автомобили Toyota китайской сборки, но теперь, в основном, их везут из КНР".
Почему Китай? Три ключевых причины
-
Уход японских брендов с рынка. После начала геополитических изменений в 2022 году крупные японские автопроизводители приостановили официальные поставки в Россию. Это открыло нишу, которую быстро заняли китайские сборочные предприятия, сотрудничающие с Toyota.
-
Гибкая логистика. Китайские заводы имеют возможность перенаправлять экспорт в Россию за счёт менее жёстких ограничений и более удобной логистики. На фоне падения экспорта в Европу и США, российский рынок стал для них привлекательной альтернативой.
-
Рост качества и доверия. За последние годы китайская автомобильная индустрия значительно улучшила репутацию. Заводы, работающие по лицензии с японскими брендами, предлагают достойное качество, часто сопоставимое с оригинальными японскими машинами.
Что это значит для покупателей?
С одной стороны, автомобили Toyota в России по-прежнему остаются востребованными. И хоть они и собираются теперь в Китае, для потребителя это не всегда означает ухудшение качества. Наоборот, китайская сборка, особенно в случае сотрудничества с проверенными японскими брендами, показывает стабильный уровень.
С другой стороны, важно понимать: привычная ассоциация "японское качество" всё чаще скрывает китайскую географию производства. Это уже не редкость, а новая норма.
Интересный факт
Toyota уже несколько лет развивает сборочные мощности в Китае, причём не только для внутреннего рынка, но и для экспорта. Одним из крупнейших партнёров бренда в КНР является FAW Toyota, заводы которого производят модели как для Азии, так и для Европы. Теперь к этим рынкам присоединилась и Россия — хоть и по непрямым каналам.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru