
Дождь смывает не грязь, а яд: как дороги превращают воду в токсичный коктейль
Каждые несколько лет шины автомобиля стираются и требуют замены. Но куда девается то, что с них снашивается? Ответ неутешителен: значительная часть этого изношенного материала превращается в микропластик и попадает в реки, озёра и океаны. Эти мельчайшие частицы синтетического каучука содержат токсичные вещества, которые способны проникать в организм рыб, крабов и, в конечном итоге, людей.
Исследователи Университета Миссисипи изучают, как предотвратить попадание частиц шин в водоёмы, используя доступные и экологичные способы фильтрации.
Микропластик — большая экологическая проблема
Каждый год миллионы тонн пластиковых отходов оказываются в океане. Но далеко не все знают, что до 45% всех микропластиков в мире приходится именно на износ шин. Когда автомобиль движется по дороге, крошечные частицы каучука стираются и оседают на асфальте. Дождь смывает их в канавы, откуда они попадают в ручьи, реки и моря.
По пути эти частицы становятся частью пищи водных организмов — от крошечных ракообразных до рыбы и моллюсков. В результате микропластик с токсичными веществами оказывается в пищевой цепочке.
Особенно опасен компонент 6PPD-Q, который образуется из добавки 6PPD, применяемой для продления срока службы шин.
"Более половины самок кохо, возвращающихся в реки штата Вашингтон, погибают до нереста из-за токсинов, связанных с частицами шин", — отмечают исследователи 2020 года.
Как микропластик из шин влияет на людей
Загрязнение касается не только рек и океанов. При движении машин частицы шин поднимаются в воздух, особенно вдоль оживлённых трасс. Они могут вдыхаться людьми и животными.
В Китае химическое соединение 6PPD-Q обнаружили в моче у взрослых и детей. Учёные предупреждают, что вещество потенциально опасно для печени, лёгких и почек.
В Оксфорде (штат Миссисипи) исследователи нашли более 30 000 частиц из шин в 24 литрах дождевой воды, собранной после двух ливней. А ведь в зонах с плотным движением эти показатели могут быть в разы выше.
Проблема признана настолько серьёзной, что в 2023 году Межгосударственный технологический совет США рекомендовал искать замену 6PPD, однако производители пока не нашли безопасный аналог.
Как уменьшить вред от микропластика
Учёные из Университета Миссисипи предложили простое и устойчивое решение: использовать природные материалы для фильтрации стоков, чтобы частицы шин не доходили до рек.
В ходе экспериментов они проверили эффективность древесных опилок и биоугля (biochar) — углеродного материала, получаемого из рисовой шелухи методом пиролиза.
Результаты оказались впечатляющими: биоуголь и опилки задержали около 90% частиц микропластика в воде.
Биоуголь известен как эффективный фильтрующий материал: у него большая поверхность, пористая структура и высокая способность связывать загрязнители. Опилки также хорошо работают благодаря содержанию органических соединений, способных адсорбировать токсины.
Сравнение фильтрующих материалов
Материал | Эффективность удаления микропластика | Стоимость | Экологичность |
Биоуголь (biochar) | до 90% | низкая | высокая |
Опилки | около 80% | очень низкая | высокая |
Песок | менее 50% | низкая | средняя |
Как работает биофильтр
Учёные разработали систему фильтрации, поместив смесь биоугля и опилок в специальные мешки (filter socks) и установив их в устьях ливневых стоков. После дождей они брали пробы воды до и после фильтрации.
"После установки биофильтра концентрация частиц шин в воде значительно снизилась", — отметил исследователь Болуатифе С. Олубусойе.
Фильтрующий материал улавливает микрочастицы благодаря сложной сети пор, в которых застревают даже самые мелкие элементы.
Советы шаг за шагом: как внедрить биоочистку
-
Установить фильтрующие мешки из биоугля и опилок в местах слива дождевой воды.
-
Проверять состояние фильтров после сильных осадков.
-
Периодически заменять отработанные мешки, утилизируя их согласно экологическим требованиям.
-
Использовать местное сельхозсырьё (например, шелуху риса или опилки), чтобы снизить затраты.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: Использовать обычный песок для фильтрации.
-
Последствие: Низкий процент задержки микропластика.
-
Альтернатива: Биоуголь или древесные отходы, обработанные методом пиролиза.
А что если использовать это повсеместно?
Если установить подобные фильтры на стоках дорог, парковок и автомоек, можно сократить попадание микропластика в реки на десятки процентов. Сырьё для фильтров — аграрные отходы, а значит, решение доступно и сельским, и городским сообществам.
Долгосрочные наблюдения покажут, насколько эффективно такие системы работают в условиях интенсивного трафика. Важно лишь не применять необработанные отходы, которые могут выделять собственные органические загрязнители.
Плюсы и минусы биофильтрации
Плюсы | Минусы |
Недорогие и доступные материалы | Необходима периодическая замена |
Высокая эффективность фильтрации | Требуется контроль за утилизацией |
Экологичное использование агроотходов | Возможен вынос загрязнений при неправильном обращении |
FAQ
Как часто нужно менять биофильтры?
Примерно раз в несколько месяцев, в зависимости от интенсивности осадков и загрязнённости воды.
Можно ли использовать биоуголь повторно?
Нет, после насыщения микропластиком его нужно безопасно утилизировать.
Где устанавливать фильтры?
В местах схода дождевой воды — у ливневых решёток, парковок, автомоек, вдоль дорог.
Мифы и правда
Миф: микропластик из шин — незначительная часть загрязнений.
Правда: на него приходится почти половина всех микропластиков в экосистемах.
Миф: только моря страдают от микропластика.
Правда: частицы шин загрязняют также воздух и почву, попадают в организм человека.
Миф: решить проблему могут только автопроизводители.
Правда: эффективные меры возможны и на уровне сообществ — с помощью природных фильтров и систем стоков.
3 интересных факта
• В среднем автомобиль теряет до 1 кг шинного материала на каждые 20 000 км пробега.
• Микропластик из шин обнаружен даже в арктическом снеге и антарктических льдах.
• По оценкам учёных, каждый человек ежегодно "вдыхает" до 1 000 000 частиц шинной пыли.
Исторический контекст
Проблему шинного микропластика впервые заметили в 1990-х, но лишь в 2010-е появились точные методы анализа и данные о 6PPD-Q. После этого в США, Канаде и Японии начали разрабатывать программы поиска безопасных заменителей.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru