
Такси по-новому: эти машины исчезнут с улиц — поездки станут дороже и опаснее
Совет Федерации одобрил поправки в закон, который меняет правила игры на рынке такси. Теперь автомобили, которые работают в этом сегменте, должны будут соответствовать требованиям по локализации — речь идет о сборке и комплектующих, используемых в производстве.
Первоначально планировалось начать с 1 октября 2025 года — допуск только машин с минимум 3,2 тысячи баллов по шкале локализации. Однако ко второму чтению проект смягчили: новые правила вступят в силу с 1 марта 2026 года. А в отдельных регионах сроки и вовсе отложены: до марта 2028 года в Калининграде и Сибири, до марта 2030-го — на Дальнем Востоке.
Разрешат использовать также машины, произведенные в рамках СПИКов — специальных инвестиционных контрактов, заключенных между 1 марта 2022 года и 1 марта 2025-го. И даже тех, кто работал по старым СПИКа, если в проект вошли новые инвесторы с аналогичным опытом. При этом правительство оставляет за собой право одобрять будущие контракты.
Автопарк: обновление под вопросом
На первый взгляд, меры кажутся логичными: локализованные автомобили — это поддержка отечественного автопрома. Но участники рынка такси видят и риски.
Таксопарки сегодня обновляют машины каждые 3-5 лет. Если же выбор будет ограничен, а государство не предложит поддержки, срок службы может увеличиться вдвое — что повлечет рост поломок и снижение безопасности.
"Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот, к его устареванию. Это отразится на всех — и на пассажирах, и на водителях — и на качестве перевозок", — заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Кто останется на линии
Какие машины смогут остаться в работе? Среди моделей, собираемых в России и подходящих под новые правила:
- Lada Granta
- Lada Vesta
- Lada Aura
- Haval Jolion
- Haval F7 / F7x
- BAIC U5 Plus
- Kaiyi E5
Они и станут основой автопарков ближайшего будущего.
Самозанятые — вне игры?
Большинство обновлений автопарка происходит через лизинг, а он доступен только юридическим лицам. Водители-самозанятые, которых в сфере такси — значительная часть, оказываются за бортом: без возможности взять машину по лизингу, обновить транспорт им будет непросто.
Цены вырастут?
Да. Эксперты уверены: ограничение допустимых моделей вызовет рост тарифов. Машины, соответствующие новым критериям, стоят дороже, и их стоимость не падает со временем. Эти расходы неизбежно перекочуют в цену поездок.
"Хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение", — отметил операционный директор "Ситимобил" Даниил Курашев.
Что будет с бизнес-классом?
В Общественном совете по развитию такси говорят о риске исчезновения бизнес- и VIP-сегмента. Заменить автомобили премиум-класса пока нечем: подходящих моделей мало, а те, что есть, могут не пройти по требованиям локализации.
В экономклассе ситуация стабильнее: здесь правят бал Lada Granta и Vesta, а в комфорте — китайские марки, частично собираемые в России. Но если большинство из них исключат, высокие тарифы и премиальные заказы окажутся под угрозой.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru