
Схватка за шедевр: история, как одна женщина держала в заложниках культурное наследие XVI века
Итальянская "Мадонна с Младенцем" Антонио Соларио, считавшаяся похищенной, наконец вернётся на родину. История этого полотна напоминает детектив — с похищением, случайными находками и борьбой за справедливость.
Похищение, о котором забыли
В 1973 году из музея в Беллуно пропала картина XVI века кисти Антонио Соларио. С тех пор её судьба оставалась загадкой. Полотно считалось безвозвратно утраченным, пока спустя полвека его не обнаружили в английской глубинке — в усадьбе Барбары де Дожи.
Оказалось, что её муж приобрёл эту работу именно в год похищения. Но владельцы уверяли, что покупка была абсолютно легальной. По словам Барбары, картина украшала их дом на протяжении десятилетий. И даже когда стало известно, что она находится в списке украденных произведений искусства, женщина категорически отказывалась её возвращать.
Неудачная попытка продажи и новый виток истории
Спустя годы, в 2017-м, супруг Барбары решил продать картину на аукционе. И тут судьба "Мадонны" снова сделала крутой поворот. Искусствоведы опознали в ней похищенное произведение Соларио.
Итальянские власти потребовали вернуть культурную ценность. Но вмешалась пандемия COVID-19 — оформление официальных документов затянулось. Из-за бюрократических проволочек в 2020 году полотно вновь оказалось в руках Барбары де Дожи.
Борьба за возвращение
Один из самых известных специалистов по возвращению украденных произведений искусства, основатель Art Recovery International Кристофер Маринелло, лично пытался убедить Барбару отдать полотно музею.
Маринелло не новичок в подобных историях. Он уже помогал вернуть шедевры, считавшиеся утраченными, например, картину Матисса, похищенную в 1987 году из Музея современного искусства в Стокгольме. Тогда она оставалась в неизвестности целых двадцать пять лет.
"Когда речь заходит о возвращении похищенного искусства, я могу быть раздражающе настойчивым", — признавался Маринелло.
Однако он подчёркивал: несмотря на давление и увещевания, последнее слово всегда остаётся за владельцем.
Юридические тонкости
В Великобритании действует особый закон об исковой давности: если человек владеет похищенным предметом больше шести лет, он может претендовать на права собственности. Именно на это ссылалась Барбара, отказываясь отдавать картину целых восемь лет.
Но моральный выбор оказался сильнее юридических лазеек.
Победа здравого смысла
В этом году Барбара де Дожа всё-таки согласилась вернуть картину итальянскому музею. Этот жест оценил даже мэр Беллуно, назвав его "возвращением фрагмента нашей истории и души".
"Она восстановила мою веру в человечество. Большинство владельцев украденных произведений стараются удержать их любыми способами. Но Барбара поступила мудро", — не скрывал радости Кристофер Маринелло.
Интересные факты
-
Картина написана Антонио Соларио — художником итальянского Возрождения, известным своими религиозными сюжетами.
-
Похищение 1973 года оставалось нераскрытым, а следы картины считались безнадёжно утраченными до 2017 года.
-
Британский закон об исковой давности часто используется в спорах об антиквариате, что позволяет владельцам легализовать сомнительные приобретения.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru