
Поворот руля на месте: правило из автошколы, которое давно пора забыть
Когда вы стоите на месте и поворачиваете руль, кажется, что в этом нет ничего страшного — ведь современные автомобили оснащены усилителями, и рулить стало легче, чем когда-либо. Но действительно ли это безвредно для машины? Ответ на этот вопрос дал автоинструктор с 25-летним стажем, развеяв популярный миф из автошкол.
Откуда взялся запрет крутить руль на месте?
Большинство автомобилистов помнит это правило с первых занятий вождения. Как правило, оно сопровождается строгим замечанием инструктора, но без подробного объяснения. Истоки запрета уходят во времена, когда автомобили были проще, а усилители руля — редкостью.
На старых моделях, вроде советских "Жигулей", поворот руля на месте требовал заметных физических усилий. Это не только нагружало водителя, но и негативно сказывалось на деталях рулевого управления. Инструкторы тогда старались не столько защитить ученика, сколько уберечь рулевые механизмы от преждевременного износа.
Современные системы усиления: как это работает
Сегодня рулить стало проще благодаря гидравлическим и электрическим усилителям. Даже если машина стоит, усилие на руле ощущается минимальным.
Конструктивно современные усилители разрабатываются с учётом реальных привычек водителей. Инженеры заранее закладывают в детали системы определённый запас прочности, рассчитанный на типичные нагрузки. Это значит, что поворот руля на стоянке, например при парковке, не станет критическим для механизма.
Особенно это актуально для электрических усилителей, которые регулируют усилие на руле в зависимости от скорости и других параметров движения. Они менее чувствительны к нагрузкам при вращении на месте, чем гидроусилители старого типа.
Вред для механики: есть ли он на самом деле?
С технической точки зрения, нагрузка на элементы рулевого управления действительно возрастает, если крутить руль у неподвижной машины. Однако этот эффект заложен в расчетах производителей. Системы спроектированы так, чтобы выдерживать подобные нагрузки без серьёзного износа в течение длительного срока эксплуатации.
Более того, во многих случаях без этого не обойтись — например, при парковке в тесных дворах или на узких стоянках. Инженеры учитывают такие сценарии и усиливают компоненты рулевого управления именно для подобных ситуаций.
Интересный факт: в некоторых странах, например в Японии, в инструкциях к автомобилю прямо указывается, что кратковременное вращение руля на месте допускается, если это необходимо для манёвра.
А что будет, если машина заглушена?
Когда двигатель выключен, системы усилителя — будь то гидравлика или электроника — тоже отключаются. В этом случае вред механике исключён, так как усилитель не работает и нагрузка полностью ложится на руки водителя. Но и поворачивать руль станет гораздо сложнее.
В старых автомобилях с гидроусилителем это могло даже привести к повреждению насосов или гидравлических линий, если вращать руль при заглушённом двигателе слишком активно. Однако в современных машинах такие риски минимальны или вовсе отсутствуют.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru