Самолёты у терминала в аэропорту
Самолёты у терминала в аэропорту
Олег Белов Опубликована 08.10.2025 в 23:39

Россия может потерять треть своего авиапарка: небо пустеет быстрее, чем строятся новые лайнеры

Дмитрий Ядров: к началу следующего десятилетия парк гражданской авиации России может сократиться на треть

К началу следующего десятилетия российский рынок пассажирских авиаперевозок может столкнуться с серьёзным кризисом обновления флота. По оценке Росавиации, если негативные тенденции сохранятся, из эксплуатации выйдут сотни самолётов и вертолётов.
Главная причина — устаревание техники и трудности с поставками запчастей для иностранных машин.

"В рамках пессимистичного сценария возможно выбытие 339 самолётов и 200 вертолётов", — заявил глава Росавиации Дмитрий Ядров.

Уходящие в небо без замены

Сегодня в эксплуатации у 76 российских авиакомпаний насчитывается более 1100 воздушных судов. Однако часть из них простаивает на земле — около пяти десятков машин не выполняют рейсы из-за технических проблем, нехватки деталей или экономической неэффективности.
По расчётам ведомства, к 2030 году парк может сократиться почти на треть. Из них около 230 — российские самолёты, включая старые модели советской постройки. Ещё 109 — иностранные борта, обслуживать которые становится всё сложнее.

Особенно уязвимыми считаются среднемагистральные лайнеры, выполняющие большую часть внутренних рейсов. Многие из них эксплуатируются более 20 лет и требуют дорогостоящего обслуживания.

Сравнение: текущий и прогнозный парк

Категория Сейчас (2025) Прогноз 2030 Изменение
Самолёты всего 1135 796 -339
Из них российские 730 500 -230
Из них иностранные 405 296 -109
Вертолёты всего 400 200 -200

Показатели усреднены по данным Росавиации и открытых источников.

Где тонко — там рвётся: влияние на туризм и регионы

Уже через два-три года авиакомпании могут начать сокращать маршрутные сети. Особенно это затронет региональные аэропорты, где самолёты летают с минимальной загрузкой, а прибыльность рейсов невелика.
Туроператоры предупреждают: дефицит бортов приведёт к удорожанию авиапакетов и снижению числа чартерных программ. К примеру, летом 2024 года из-за нехватки судов несколько крупных компаний были вынуждены отменить рейсы на популярные курорты — от Сочи до Калининграда.

В результате пассажиры уже сейчас видят рост цен на внутренние направления. По прогнозам аналитиков, средняя стоимость авиабилета может увеличиться на 15-20% в ближайшие два года.

Программа импортозамещения: на бумаге и в цехах

Государство рассчитывает компенсировать потери за счёт отечественного авиапрома. Ключевые проекты — МС-21, Superjet New, Ил-114-300 и Ту-214. Но их серийное производство пока идёт медленнее, чем планировалось.

МС-21 должен стать главным заменителем зарубежных "узкофюзеляжных" лайнеров, но к 2027 году планируется выпустить лишь около 100 машин. Аналогичная ситуация с Superjet New — первый полностью "российский" вариант с отечественными двигателями ожидается не ранее конца 2025 года.
Сложности с поставками комплектующих и сертификацией тормозят запуск массового производства.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  1. Ошибка: Ставка только на импортозамещение без внешних партнёров.
    Последствие: Задержки в выпуске новых самолётов и снижение доступности рейсов.
    Альтернатива: Создание совместных сборочных предприятий с дружественными странами (например, Иран, Китай, ОАЭ), обмен технологиями и обучение персонала.

  2. Ошибка: Недостаточное внимание к ремонту старых лайнеров.
    Последствие: Увеличение числа неисправных судов, простаивающих на земле.
    Альтернатива: Расширение сети ремонтных центров и локализация производства запчастей.

  3. Ошибка: Недофинансирование малой авиации.
    Последствие: Потеря транспортной доступности малых городов и регионов.
    Альтернатива: Поддержка лёгких самолётов "Байкал", "Ладога" и субсидии на региональные рейсы.

А что если…

Если производство МС-21 и Superjet New действительно выйдет на плановый уровень, то к 2030 году парк отечественных самолётов может не только стабилизироваться, но и вырасти.
Кроме того, активное развитие малой авиации — с использованием лёгких турбовинтовых машин — позволит вернуть воздушное сообщение между малыми городами.
Авиастроение может стать новой точкой роста — как это произошло в 1960-х, когда СССР за несколько лет создал крупнейший в мире парк гражданских лайнеров.

Плюсы и минусы грядущих перемен

Плюсы Минусы
Развитие отечественного авиапрома и технологической независимости Медленный темп серийного производства новых моделей
Создание рабочих мест в машиностроении Возможный рост цен на билеты и дефицит рейсов
Рост доли внутреннего туризма Снижение международных полётов и чартерных программ
Появление новых типов самолётов и вертолётов Неопределённость с сервисом и запчастями для старых бортов

FAQ: частые вопросы о будущем авиаперевозок

— Как изменятся внутренние авиарейсы?
Количество рейсов между крупными городами сохранится, но на региональных направлениях возможны сокращения. Всё будет зависеть от темпов обновления парка.

— Сколько стоит новый российский самолёт?
Стоимость МС-21 оценивается примерно в 4,5 млрд рублей, Superjet New — около 3 млрд. Однако цены могут меняться в зависимости от комплектации и объёмов закупок.

— Что лучше: ремонт старых лайнеров или закупка новых?
Для дальнемагистральных маршрутов выгоднее обновление парка, а вот в региональных перевозках ремонт и продление ресурса остаются экономически оправданными.

Мифы и правда

Миф: "Отечественные самолёты хуже зарубежных аналогов".
Правда: Новые модели МС-21 и Superjet New создаются по современным стандартам комфорта и безопасности, включая цифровые кабины и экономичные двигатели.

Миф: "Иностранные запчасти больше недоступны".
Правда: Россия наладила параллельный импорт и частичную локализацию производства. Хотя это не решает проблему полностью, дефицит постепенно сокращается.

Миф: "Путешествия станут недоступны большинству россиян".
Правда: Государственные программы субсидирования и льготные тарифы для дальневосточных и северных регионов сохраняются и будут расширяться.

Исторический контекст

Советская авиация уже проходила периоды дефицита и бурного роста. После войны страна за десятилетие создала парк из более чем 2000 пассажирских самолётов.
В 1990-е начался спад: многие предприятия закрылись, инженеры ушли в частный сектор. Но именно сейчас отрасль снова пытается вернуть былой масштаб — с новыми технологиями и ориентацией на внутренний рынок.

Интересные факты

  1. Самый старый пассажирский самолёт в России — Як-40, которому более 50 лет.

  2. Средний возраст парка российских авиакомпаний — 18 лет, тогда как в Европе — около 11.

  3. МС-21 стал первым лайнером, где в конструкцию крыла используется отечественный композит "Углепластик-АЭРО".

Подписывайтесь на NewsInfo.Ru

Читайте также

Цены в Панаме удивляют, но городская жизнь и природа оправдают ожидания — Марина Ершова вчера в 22:14
Панама глазами путешественника: когда стеклянные здания теряют свою лоск, а тропики — свою дикость

Панама — страна контрастов, где невероятные эмоции и неожиданные впечатления становятся частью путешествия. Узнайте, что скрывает эта необычная страна.

Читать полностью »
Большой Египетский музей в пустыне Гизы стал крупнейшим музейным комплексом Египта — специалисты вчера в 18:54
Очереди с рассвета: музей в Египте ошеломил туристов — внутри то, чего никто не ожидал

Новый музей в Гизе поражает масштабом, уникальными артефактами и современной архитектурой, привлекая тысячи туристов и меняя представление о культурном туризме.

Читать полностью »
Партенит — курорт для семейного отдыха с детьми и для любителей природы вчера в 16:14
Когда тишина становится отдыхом: Партенит — идеальное место для тех, кто ищет уединение и гармонию

Партенит на Южном побережье Крыма — это уединённый курорт, идеально подходящий для спокойного отдыха, сочетающий горы, море и мягкий климат.

Читать полностью »
Российские монастыри сохраняют особенности архитектуры разных эпох — гиды вчера в 12:27
Эти древние обители России поражают атмосферой — многие приезжают сюда и теряют дар речи

Пять уникальных монастырей России раскрывают свои тайны: от северных крепостей до уединённых озёрных обителей. Путешествие обещает глубокие впечатления и новые открытия.

Читать полностью »
Экологический туризм и цифровой детокс становятся популярными в России — Ozon Travel вчера в 10:14
Тихий отдых на фоне глобальных фестивалей: когда популярность тихих маршрутов увеличивает спрос на природные зоны

Туризм в России продолжает развиваться: всё больше россиян путешествуют, несмотря на повышение цен. Советы по выбору направлений и экономии на поездках.

Читать полностью »
В гостинице Гонконга найдено тело российской туристки — SHOT вчера в 8:49
Без признаков борьбы и беспорядка: загадочная смерть российской туристки в номере отеля

В Гонконге нашли мёртвой российскую туристку, и её гибель окружена неясностями. Следствие изучает материалы и ждёт результаты экспертизы.

Читать полностью »
На Алтае доступны экскурсии, маршруты и отдых для семей с детьми — туристы вчера в 6:08
Алтай рушит ожидания туристов: правда, которую никто не готов услышать

Алтай окружён множеством мифов, из-за которых путешественники часто формируют неверные ожидания. Разбираемся, что из этого правда, что преувеличение и каким регион предстаёт в реальности.

Читать полностью »
Новогодние туры в Абхазию сохраняют доступные цены и широкий выбор — Российская газета вчера в 4:12
Абхазия удерживает цены, а курорты пустеют: новогодний отдых неожиданно стал выгоднее южных направлений

Абхазия зимой манит доступной стоимостью размещения и праздничными программами: новогодний отдых в Гагре, Пицунде, Сухуме и Новый Афон — выгодно и с комфортом.

Читать полностью »