
Демпфер не спасает: почему переработка стала дорогой роскошью
На рынке нефтепродуктов в России складывается непривычная и тревожная картина: крупнейшие вертикально-интегрированные компании (ВИНК) теряют прибыль от внутренней переработки нефти, что влечёт за собой сокращение поставок на отечественные НПЗ. Об этом пишут "Известия" со ссылкой на отраслевые источники.
Демпфер не срабатывает
Причина финансовых потерь — в неэффективной работе демпферного механизма. Выплаты компаниям, которые должны компенсировать часть потерь от продажи топлива внутри страны, уменьшаются с каждым месяцем. В январе сумма составила 156,4 млрд рублей, а в апреле — уже лишь 62,7 млрд.
При этом налоговая нагрузка на нефтяников увеличилась: с начала года акцизы выросли темпами, превышающими инфляцию. В результате переработка внутри страны стала невыгодной, и компании начали активно наращивать экспорт. Тем более, что цены на российскую нефть упали ниже установленного Западом потолка, а значит — ограничений на продажу за рубеж больше нет.
Потоки меняют направление
Как следствие — заметное снижение объёмов прокачки нефти через систему "Транснефти" и одновременный рост экспорта: только в апреле зарубежные поставки выросли на 12-14%. Внутренний рынок при этом рискует столкнуться с нехваткой топлива.
Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, 14 мая в правительстве пройдёт совещание под руководством вице-премьера Александра Новака. Главная цель — найти способы стабилизировать рынок, избежать дефицита и сбалансировать интересы переработчиков и государства.
Вопросы к будущему отрасли
Эксперты, опрошенные изданием, пока не видят прямой угрозы для финансовой устойчивости "Транснефти". Но в целом ситуация ударяет по всей нефтяной отрасли. Особенно — по инвестиционной привлекательности. Уже сейчас отмечается замедление вложений в модернизацию перерабатывающих мощностей. Если тенденция продолжится, это может привести к падению объёмов переработки в ближайшие годы.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru