
Канадский луноход-тяжеловес: раскроет ли секрет долговечности в адском холоде
Представьте себе лунный грузовик, который сможет работать даже в самые суровые морозы. Канада делает шаг к созданию именно такого аппарата.
Канада инвестирует в лунный транспорт
Правительство Канады выделило компании Canadensys Aerospace контракт на сумму 4,7 миллиона канадских долларов (около 3,4 миллиона долларов США). Цель — разработка концепции Lunar Utility Rover (LUV), тяжелого лунного лунохода, который будет весить около тонны. Главная задача этого аппарата — транспортировка грузов и оборудования по поверхности Луны.
Этот проект — важный вклад Канады в международные лунные миссии программы "Артемида”. Финансирование осуществляется в рамках масштабной космической инвестиционной программы, рассчитанной на 13 лет, с общим бюджетом 1,35 миллиарда канадских долларов.
LUV будет работать как в автономном режиме, выполняя логистические и научные задачи, так и поддерживая операции с участием астронавтов. По данным Канадского космического агентства (CSA), на первом этапе планируется изучить технологические возможности и концепции, чтобы подготовить луноход к возможному использованию на Луне к 2033 году.
Canadensys Aerospace сотрудничает с международным консорциумом компаний и институтов, включая NGC Aerospace (Канада), Astrolab (США), Venturi Lab (Швейцария), Thales Alenia Space (Италия) и Университет Конкордия в Монреале.
Контракты и конкуренция
Контракт с Canadensys — один из трех, заключенных в рамках этой программы. Параллельные разработки также ведут MDA Space и Mission Control Space Services. Общий объем финансирования на первом этапе составляет 14,6 миллиона канадских долларов, а срок выполнения контрактов — около 18 месяцев.
Высокая надежность — ключевое требование
Согласно требованиям CSA, Lunar Utility Rover должен проработать не менее 10 лет, выдерживая экстремальные условия, включая лунные ночи с температурами ниже -180 °C. Он сможет функционировать как автономно, так и под управлением операторов или астронавтов, перевозя научные приборы, грузы и датчики для поддержки исследований.
Canadensys уже имеет опыт в создании прототипов с аналогичными характеристиками, прошедших испытания в земных условиях. Компания также разрабатывает первый канадский лунный луноход для миссии NASA в рамках программы CLPS. Его масса будет менее 40 кг, а отправится он к южному полюсу Луны.
Канада и "Артемида”
Канада играет важную роль в программе "Артемида”, участвуя в создании роботизированной руки Canadarm3 для лунной станции Lunar Gateway. Кроме того, канадский астронавт войдет в экипаж миссии "Артемида II”, запланированной на 2026 год.
Lunar Utility Rover расширит участие Канады в "Артемиде” и в создании устойчивой инфраструктуры на Луне.
"Создание долгосрочного присутствия на Луне — одна из самых амбициозных задач человечества”, — отметил Кристиан Саллабергер, президент Canadensys.
Управление луноходом будет осуществляться из Канады, но он будет совместим с международными системами. Ожидается, что его запуск состоится в следующем десятилетии.
Что умеет LUV?
- Транспортировать грузы и оборудование по поверхности Луны.
- Работать автономно или под управлением операторов.
- Перевозить научные приборы, грузы и датчики.
- Выдерживать экстремальные лунные условия (температуры до -180°C).
- Работать не менее 10 лет.
Интересные факты:
- Программа "Артемида” названа в честь греческой богини Луны, сестры-близнеца Аполлона (в честь которого названа предыдущая лунная программа США).
- Lunar Gateway — это лунная орбитальная станция, которая будет служить перевалочным пунктом для будущих миссий на Луну и далее.
- Canadarm3 — это роботизированная рука, которая будет использоваться для обслуживания Lunar Gateway.
- В рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services) NASA привлекает коммерческие компании для доставки полезных грузов на Луну.
Подписывайтесь на NewsInfo.Ru